Жанры комедии

Разумеется, вопросы, не решенные наукой, я не буду пытаться решать в критических заметках по поводу музыки одного композитора в тринадцати фильмах. Но откровенная ориентация и фильмов, и звучащей в них музыки на массовую аудиторию заставляет задуматься.

Жанры комедии, мелодрамы, детектива, водевиля, приключенческого повествования, в разных вариантах и смесях составляющие основу большинства фильмов Данелия и Рязанова, традиционно относились к низким жанрам. Уже говорилось, что киномузыка Петрова опирается на интонации, закрепившиеся в жанрах, также невысоко стоящих на лестнице эстетических ценностей.

Более того: многие «слова» и «фразеологические обороты» художественного языка, каким пользуются и композитор и режиссеры, вовсю эксплуатируются таким искусством, относительно которого у меня не возникает ни малейшего сомнения в том, что покровительствует ему Муза легкого поведения.

Признаюсь: порой я не могу объяснить самому себе, чем же именно отличаются нравящиеся мне работы названных режиссеров и композитора от работ других, не менее профессиональных авторов, работ, сделанных вроде бы теми же средствами, но почему-то вызывающих у меня неприятное ощущение чего-то сделанного на продажу.

Есть у меня привычка, когда что-то в искусстве или в жизни оказывается непонятным (это случается, к сожалению, много чаще, чем мне хотелось бы), перелистывать Пушкина. Не в поисках прямого ответа, разумеется, а для активизации мыслительной деятельности.

Читателю, которому вышеописанные сомнения знакомы, я предлагаю присоединиться ко мне в этом отнюдь не скучном занятии.

Кинокомедии и их музыка смеются, острят, болтают. Где и как смеются и болтают у Пушкина?