Жанр фанфары

Начнем с элементарного. Жанр фанфары – подлинный ветеран бытовой музыки. Порожденная им интонация восхождения по устойчивым ступеням ладам проникла в самые различные жанры, особо закрепившись в военной музыке, например в парадном марше:

Совершенно очевидно, что приведенный мотив не имеет индивидуального автора и принадлежит к кругу самых что ни на есть ходячих интонаций. Инкрустировав в этот мотив другую, столь же банальную интонацию – вводнотоновый оборот, композитор наложил на однозначную героичность восходящего квартсекстак-корда в маршевом ритме снижающий грим: в фанфаре появилось что-то вроде ухмылки.

В результате такой простейшей гримировки вполне серьезный бытовой жанр – парадный марш – утратил присущую ему торжественность и обрел требуемый фильмом характер, который я бы назвал легкомысленно-героическим.

При всей элементарности, пример 4 показателен сразу в нескольких отношениях.

Во-первых, он демонстрирует предельную экономность грима, ложащегося в киномузыке Петрова на бытовой жанр. Рассуждая сугубо формально, можно было бы сказать, что в приведенном двутакте Андрею Петрову принадлежит лишь одна нота, один тон – си-бекар, но это тот самый тон, который, по пословице, делает музыку – превращает расхожий фанфарный марш в именно такой, какой требуется гусарам Э. Рязанова и Г. Горина.