Зернистость позитивного изображения

Основные факторы, влияющие на макрозернистость позитива. Сущность макрозернистости, иногда называемой гранулярностью, была объяснена в § 10. Она заметна на фотоувеличениях, и тем сильнее, чем крупнее масштаб изображения или чем меньше расстояние, с которого рас­сматривают снимок.

Поскольку негатив является первичным изображением, а позитив — вторичным, то их макрозернистость соот­ветственно называют первичной и вторичной.

Макрозернистость позитива всегда больше макрозер­нистости негатива. Убедиться в этом можно следующим опытом. Сфотографируем объект на негативной и пози­тивной фотопленках. Выдержку при съемке и условия проявления подберем так, чтобы оптические плотности и коэффициенты контрастности у этих двух негативов были одинаковы. Этим исключим влияние на макрозернистость позитива данных параметров негативов. Затем негатив, полученный на позитивной фотопленке, напечатаем кон­тактом на позитивной фотопленке. Снимем микрофото­графии с негативов и полученного позитива (рис. 85).

Макрозернистость наименьшей будет у негатива на пози­тивной фотопленке, более значительной — у негатива на не­гативной фотопленке и самой большой — у позитива.

Таким образом, вторичная макрозернистостъ является ухудшенной копией первичной макрозернистости.

Эта закономерность сохраняется и при печати негатива на фотобумаге, несмотря на то, что микрокристаллы гало­генида серебра у фотобумаги очень малы по сравнению с зернами серебра негативного изображения.

Усиление макрозернистости во время печати объясняет­ся недостаточно высокой разрешающей способностью фотобумаги. Считается, что позитив должен передавать без искажения все мелкие подробности зернистой структуры негатива. Однако зерна серебра и промежутки между ними на негативе или по крайней мере некоторые пз них настолько малы,  что небольшая разрешающая способ­ность фотобумаги не позволяет воспроизвести их точно. Вследствие этого на позитивном изображении зерна се­ребра сливаются, что и влечет за собой ухудшение его зернистой структуры.

Поскольку макрозернистость позитива является ухуд­шенной копией макрозернистости негатива, то надо по­лучать негативы с маловыраженной зернистостью, осо­бенно если предположено делать большое увеличение. Для этого, согласно § 10, следует снимать на мелкозер­нистой фотопленке, проявлять ее до рекомендуемого зна­чения коэффициента контрастности и средней оптической плотности.

Если не придерживаться этих указаний, то макрозер­нистость позитива растет с увеличением светочувствитель­ности негативного фотоматериала, на котором производят съемку. Она будет заметной при печати негатива, снятого на среднечувствительной фотопленке, и отчетливо выяв­ленной при печати негатива, полученного на крупнозер­нистой высокочувствительной фотопленке (рис. 86).

Затем, чем выше средняя оптическая плотность и коэф­фициент контрастности негатива, тем больше макрозер­нистость позитива (рис. 87).

Кроме макрозернистости негатива на макрозернистость позитива влияют сорт фотобумаги, ее контрастность и вид поверхности.

Макрозернистость позитивного изображения на бро­мосеребряных фотобумагах выявляется заметнее, чем на хлоробромосеребряных.

Затем она тем выше, чем контрастнее фотобумага, ис­пользуемая при увеличении, т. е. снимок, напечатанный на мягкой фотобумаге, будет иметь меньшую зернистость, чем напечатанный на особоконтрастной (рис. 88). Верхнее левое увеличение имеет наименьшую гранулярность. Это вызвано тем, что оно напечатано на фотобумаге № 3, полезный интервал экспозиции которой соответствует интервалу плотностей негатива. Наибольшую грануляр­ность изображения имеет нижний правый снимок, напе­чатанный на фотобумаге № 7.

Следовательно, правильный подбор фотобумаги к не­гативу уменьшает макрозернистость позитива. Пред­посылкой чему является соблюдение правила воспроиз­ведения тонов в негативно-позитивном процессе, соглас­но которому произведение у„ег. gnoa должно   равняться

1,1 — 1,6. Однако чем выше значение этого произведения, тем больше макрозернистость позитива.

Эта закономерность объясняется тем, что наблюдаемое с ростом коэффициента контрастности увеличение кон­траста между неоднородностями почернении негатива на позитиве снижается вследствие использования фотобу­маги с более низким средним градиентом.

Таким образом, макрозернистость позитивного изобра­жения (Gnoa) на фотобумаге пропорциональна макрозер­нистости негатива (GHer) и среднему градиенту фотобумаги (#), что можно выразить формулой

Gao3 = k~eGmr,                    (58)

где к — коэффициент, зависящий, например, от вида по­верхности фотобумаги.

Поверхность фотобумаги значительно влияет на мак­розернистость изображения: на глянцевых и особенно на особоглянцевых фотобумагах макрозернистость на фото­увеличениях бывает наиболее ясно выраженной; на ма­товых и полуматовых фотобумагах — несколько менее, а на фотобумагах со структурной поверхностью — наи­менее.

Такое уменьшение макрозернистости позитива объяс­няется тем, что структура поверхности фотобумаги нес­колько сглаживает равномерность почернения, особенно на больших участках изображений, на которых макро­зернистость особенно заметна.