FotoStar-Pro — все профессионально и качественно.. » Заполняющий свет

Заполняющий свет

Заполняющий свет

Основная функция заполняющего света — подсветить (заполнить) теневые участки объекта съемки.

В фото студии естественная подсветка теней отсутствует, рисующий свет освещает лишь одну сторону объекта, оставляя остальные участки в темноте, что приводит к высокой разнице яркостей на объекте съемки и к потере деталей в тенях. Во избежание этого используют заполняющий свет.

Прибор заполняющего света подсвечивает теневые участки объекта, придавая ему большую пластичность и выразительность.

Действие заполняющего света мы наблюдаем ежедневно. Это наш жизненный опыт, это воспринимается настолько естественно, что зачастую мы не задумываемся, почему происходит так, а не иначе. Предположим, рассматривая на улице человека, мы видим не только освещенную часть его тела, но и теневые участки и в тени различаем фактуру кожи и одежды. В естественных природных условиях подсветка теней происходит за счет света, рассеянного атмосферой и отраженного от окружающих объектов. В помещении теневые участки подсвечиваются светом, отраженным от каких-либо светлых поверхностей.

Заполняющий свет по своим характеристикам должен быть максимально рассеянным, мягким. Прибор заполняющего света может освещать объект «открытой лампой», когда световой поток, сгенерированный прибором, направляется непосредственно на объект. В этом случае на прибор необходимо установить рассеиватели или софт-фильтры. Заполняющий свет может быть также и отраженным, когда световой поток направляется на какую-либо поверхность, и отраженный от нее свет подсвечивает теневые участки объекта. Принцип рассеивания светового потока сохраняется и в этом случае.

Прибор заполняющего света устанавливается невдалеке от фотоаппарата, желательно на одной стороне с рисующим светом.

Нежелательно ставить прибор заполняющего света встречным потоком относительно рисующего света. В этом случае возможно образование двойных теней, что считается браком.

Действие заполняющего света не должно быть видно зрителю — в том смысле, что нельзя, чтобы под его воздействием на объекте съемки появлялись собственные и падающие тени. Если по каким-либо причинам от падающих теней, возникших под действием заполняющего света, избавиться не удается (например, фон расположен очень близко к переднее плановым элементам композиции) — тогда кадр надо закомпоновать так, чтобы зритель не увидел этих теней.

Степень подсветки затененных участков — это не только техническая необходимость, но и поиск наиболее выразительного светового рисунка. От интенсивности потока заполняющего света во многом зависит характер освещения объекта и, следовательно, результат — фотография, ее эстетика и степень воздействия на зрителя. Например, изменяя интенсивность заполняющего света, можно превратить объект съемки с дневным эффектом освещения в ночной. При этом направление и интенсивность рисующего света могут оставаться без изменений. А возможен и обратный процесс. Следовательно, заполняющий свет — это один из инструментов, с помощью которого можно регулировать контрастность изображения… Освещение объекта заполняющим и рисующим светом должно восприниматься зрителем на фотографии так, будто это действие одного светового источника… Заполняющий свет используется для подсветки теней и на натуре. Яркий прямой солнечный свет создает на объекте большой контраст, и теневые участки не прорабатываются. В этом случае необходима дополнительная подсветка. В качестве таковой лучше использовать отражатели — либо профессиональные, с разными коэффициентами отражения, либо даже обычный лист белой бумаги. Выбор зависит от крупности плана и интенсивности солнечного света. Используя солнечный свет как заполняющий, фотограф сохраняет качественные характеристики освещения, прежде всего цветовую температуру…

Для создания заполняющего света на натуре применяют искусственные источники. Наиболее распространена выносная (то есть устанавливаемая на фотоаппарат) вспышка, но может использоваться и встроенная. Во всех случаях искусственный свет необходимо рассеять, создав мягкий световой поток. Чаще всего на натуре подсветка применяется при съемке в контровом освещении (о нем еще будет сказано в этой главе). Если такой объект съемки не освещать дополнительно, он будет выглядеть черным силуэтом.

Заполняющий свет

 

В интерьерах с открытыми окнами днем разница между освещенными и находящимися в тени частями объектов тоже существенна, то есть контраст высокий. Чтобы изменить отношение «свет — тень», необходима умеренная дополнительная подсветка. Работая с заполняющим светом в интерьере и используя в качестве отражающей поверхности потолок и стены, следует обратить внимание на то, окрашены ли стены и потолок.

Если окрашены и цвет насыщен — возможно образование на объекте съемки сложных цветных рефлексов, из-за чего цвет объекта будет искажен. В этом случае желательно применять вспышку с рассеивателем, например с софт-боксом. В этом изображении, как видите, появилась деталировка в затененных участках. Здесь был использован заполняющий свет. На схеме показано, как мог быть установлен прибор. Глубина теней зависит от творческой задачи — то, что вы сейчас рассматриваете, не более чем иллюстрация к теме.

 

Заполняющий свет

ВОПРОС С МЕСТА: Я видел, как светят портрет золотыми зонтами. Вы говорили, что надо внимательно относиться к цветовой температуре. Это правильно или нет?

НИКОЛАЙ ЖОЛУДЕВ: Светят, скорее всего, осветительными приборами и направляют световой поток в зонт. А отраженный от золотого зонта свет падает на модель. Естественно, цветность светового потока изменяется. Если дело происходит на натуре, в изображении возникает повышенный цветовой контраст. Зачем? Вопрос почти философский. Я вновь вынужден обратиться к некоторым положениям из теории живописи.

Человек, наблюдая за свето- и цветораспределением в природе при естественных условиях освещения, обратил внимание, что места, куда падает прямой солнечный свет, визуально ощущаются холодными, а тени — теплыми. Эти практические наблюдения использовали живописцы.

Можно вспомнить Ван Гога, добавлявшего краску холодного цвета в живописный спектр солнечного диска, добиваясь слепящего эффекта.

Другой пример — Рембрандт, в его живописи много места и внимания уделено теням.

Тени глубокие, теплые, со сложными колористическими решениями, не выходящими за рамки золотисто-коричневых сочетаний. В фотографии применение золотых зонтов для изменения окрашенности потока заполняющего света происходит из живописной традиции. Думаю, что вы наблюдали действия фотографа, который хотел сделать тени более теплыми.

Фильтрованный свет прибора заполняющего света желательно применять умеренно. Болезненно-желтый цвет лица не украсит портрета.

Я уже упоминал о цветовом контрасте. Чем теплее выглядит тень, тем более холодными будут восприниматься освещенные участки, что может привести к нарушению цветовой гармонии. Но нет правил без исключений. Например, в зимних пейзажах Грабаря тени на снегу могут иметь цвет от синего до фиолетового. Из сказанного следует, что цвет потока заполняющего света может быть любым, если соответствует поставленной творческой задаче.

Заполняющий свет

 

Анри Матисс. «Семья художника». 1911.

 

Рассматривая эту картину Матисса, зритель не видит света. Света как бы не существует. Все пространство картинной плоскости заполнено декоративными элементами. Люди на полотне превратились в пятна, необходимые для гармоничного сочетания цветовых контрастов и структурированного ритма. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что общение изображенных на картине людей — формально. Все персонажи само достаточны, погружены в себя, их взгляды не встречаются. Здесь мы видим подчинение всего — сюжета, объемов, глубины пространства и освещения — цветовым контрастам. Художник «освещает» сюжет ровным рассеянным светом, идущим от зрителя. Свет в одинаковой степени выявляет все элементы картины, не выделяя чего-либо из цветовой среды. Если говорить фотографическим языком — это заполняющий свет, и в данном случае он же рисующий. Свет, равномерно заполняющий все пространство картинной плоскости.

В разделе, посвященном рисующему свету, гипсовый бюст Вольтера освещался одним источником и тени не читались.