XVI век

XVI век

Другой автор эпохи Возрождения, Джорджо Вазари, отмечал, что …всегда надлежит обращать внимание на то, чтобы всякая вещь соответствовала целому таким образом, чтобы, когда рассматриваешь картину, в ней распознавалась единая согласованность, вызывающая страх от изображенных ужасов и сладостное чувство от изображения приятного и сразу же обнаруживающая намерения живописца, а не то, о чем он и не думал. Вазари говорит о целостности композиции, о соподчиненности всех составляющих ее элементов. Другими словами, о том, что каждая деталь должна работать на целое и не иметь самостоятельного значения, выделяющего ее из общего, гармонично организованного живописного сюжета. Еще он говорит о ясности замысла автора: о намерениях живописца, которые должны быть понятны зрителю. Сегодня с этим случаются сложности. А в эпоху Возрождения практически всегда было понятно, что хотел сказать живописец. В полотнах преобладали религиозные сюжеты, известные большинству населения Европы. В этом смысле живопись была общедоступна. Сегодня живопись и фотография интроверт-ны5. Творцы сосредоточены на своем внутреннем мире, и чаще всего самовыражение, воплощенное в виде изобразительного материала, в полной мере понятно только самому творцу.

По-моему, композиция заключается в объединении поверхностей, являющихся частями членов, и самих членов как частей тела, и, наконец, тела как целого. Композиция дает правильные пропорции всему, правильно подражает особенностям так, что старик, юноша, мальчик, женщина, лошадь и другие различные предметы не похожи один на другого. Композиция выделяет перспективу, передает сокращения, наиболее благородную часть нашего искусства, дает правильное изображение тканей без путаницы складок, всегда выявляя обнаженное тело под ними, — именно в этом заключается дух живописи — это уже слова современника Вазари, Паоло Пино. Обратите внимание, что Пино говорит об иерархии подчинения элементов в композиции: поверхности, части членов, сами члены, тело. Так начиналось осмысление конструкции.

Как живописец и теоретик эпохи Возрождения, Пино выделяет божественную перспективу, путеводную звезду художников Итальянского Ренессанса. Здесь же и маленький урок мастерства в части умения передавать объемы, скрытые драпировками. Водном определении совмещаются конструкция, сюжет, мастерство живописца, и все это — композиция. Основная цель композиции — похожесть, правильность, то есть изображенное должно быть похожим на объект изображения.

 

 

Пино Паоло. Воскресение Христово

 

XVI век

 

Пуссен. Вдохновение поэта. 1630-1635. Холст, масло. Лувр, Париж


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FotoStar-Pro - все  профессионально и качественно..