XIX век

XIX век

Следующее высказывание принадлежит известному французскому живописцу и графику Эжену Делакруа: Самый упрямый реалист все же вынужден, передавая природу, прибегать к известным условностям композиции или манеры. Если говорить о композиции, то он не может просто взять отдельный кусок или даже несколько кусков и сделать из этого картину. Надо вложить в нее идею, дабы представить зрителю что-то большее, чем случайное соединение не связанных между собой частей, без этого не было бы искусства. 

Рейнольдс. Приношение Гименею. 1773. Холст, масло. Галерея Тейт, Лондон

XIX век

 

Делакруа. Марокканец, седлающий коня. 1885. Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

XIX век

 

Теодор Руссо. Пруд

Мысль Делакруа такова: законы композиции условны, но необходимы. Невозможно взять и перенести на холст фрагмент природы в том виде, в котором он существует на самом деле. Прямое копирование не есть искусство. Нужны известные приемы (законы композиции), с помощью которых только и возможно создать живописное произведение. Самое же главное в композиции — это идея, ее композиция и должна выражать. Если продолжать рассуждения Делакруа, мы неизбежно придем к выводу, что похожесть — это не основное достоинство композиции, что важно нечто большее, стоящее за изображением, вне изображения, — и это большее можно представить зрителю только средствами композиции. Теодор Руссо: То, что определяет законченность картины, — это отнюдь не количество деталей, а верность общего. Картина ограничена не только рамой. В каждом сюжете есть предметы главные, на которых наш взгляд задерживается; другие служат дополнением, они нас интересуют меньше… главные предметы должны прежде всего поражать того, кто смотрит на наши картины. Наоборот, если наша картина выполнена с начала до конца с одинаковой законченностью, зритель на нее смотрит равнодушно. Его все интересует — значит, ничего не интересует. Руссо традиционно продолжает рассуждать о главном и второстепенном в композиции и о целостности произведения. Но он поднимает новую проблему: проблему абсолютной композиционной законченности, то есть идеально выстроенная композиция скучна, неинтересна зрителю. В композиции должна быть некая недосказанность, незавершенность, что побуждает размышлять над увиденным. Готовый результат неинтересен. Зритель сам должен выстрадать финал.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FotoStar-Pro - все  профессионально и качественно..