Характеристика основных деталей и узлов фотоувеличителя

Ниже кратко рассматриваются требования, предъяви ляемые к конденсору, источнику света, объективу, узлу фокусирования, рамке для негатива и экрану конденсор­ного фотоувеличителя.

Типы конденсоров. Конденсор представляет собой по­ложительную оптическую систему. Он изготовляется од­но-, двух- и трехлинзовым. При расчете конденсора для фотоувеличителя у него до минимума уменьшают только сферическую аберрацию, так как другие оптические абер­рации не оказывают существенного влияния на качество проецируемого изображения. Сферическая аберрация у однолинзовых конденсоров бывает наибольшей, у двух-линзовых — средней, а у трехлинзовых — незначитель­ной.

Наиболее простым конденсором является плоско-вы­пуклая линза, которую используют чаще, чем двояко-вы­пуклую, из-за меньшей величины сферической аберрации. Однолинзовые конденсоры, хотя и имеют большую сфе­рическую аберрацию, чем многолинзовые, зато в них теряется меньше света, поскольку прохождение каждой поверхности стекло — воздух связано с потерей пример­но 4% светового потока.

Самым распространенным конденсором является двух-лпнзовый. Он состоит из двух плоско-выпуклых линз, обращенных выпуклостями друг к другу. Расстояние меж­ду их вершинами обычно составляет 3—4 мм. Радиусы кривизны сферических поверхностен лннз могут быть оди­наковыми и разными.

Конденсор характеризуется величиной диаметра лннз, углом охвата и фокусным расстоянием.

Диаметр линз конденсора зависит от формата негатива, для которого предназначен фотоувеличитель. Для нега­тивов 24х36.к.и он равен 50—55 мм; 4,5×6 см—80—90 мм; 6×9 см—110—115 мм и 9×12 см—150—160 мм.

Угол охвата конденсора представляет собой телесный угол а, охватывающий световой ноток, излучаемый ис­точником света. Его основанием служит лин­за конденсора, верши­ной — источник света. Чем больше угол ох­вата конденсора, тем ближе к нему МОЖНО расположить источник света и, следовательно, тем большей будет осве­щенность экрана фото­увеличители. У одно-линзовых конденсоров угол охвата составляет 30—40°, у двухлинзо-вых—45—50°, а у грех-линзовых достигает75— 80° (рис. 72).

Фокусное расстояние конденсора находится в обратной зависимости от его угла охвата. Та­ким образом, фокусное расстояние у однолинзового кон­денсора будет наибольшим, а у трехлинзового—наимень­шим. Фокусное расстояние конденсора должно быть мень­ше, чем фокусное расстояние объектива фотоувеличителя, так как это уменьшит размеры осветительного устройст­ва и увеличит освещенность экрана.

Фокусное расстояние конденсора всегда меньше фокус­ного расстояния каждой из линз, его составляющих.

Из формул 55 и 56 ясно, что двухлинзовый конденсор не следует превращать в однолинзовый, например, когда одна из его линз разбита или сильно поцарапана, так как от этого его фокусное расстояние увеличится, а угол охвата уменьшится, что понизит освещенность экрана. К однолин-зовому конденсору вторую линзу можно добавить только в том случае, если тубус объектива или мех фотоувеличи­теля позволит приблизить объектив к негативу на рассто­яние, компенсирующее уменьшение фокусного расстоя­ния у нового конденсора.

Линзы конденсоров не должны иметь царапин, сколов и внутренних дефектов стекла, так как они получаются на позитиве в увеличенном виде.

Со временем на плоской поверхности линзы, обращен­ной к рамке для негативов, могут появиться царапины. В этом случае линзы конденсора меняют местами, предва­рительно равномерно отматировав поцарапанную поверх­ность линзы очень мелким наждаком.

Большое значение имеет правильное крепление линз в оправе конденсора. Ее конструкция должна быть такой, чтобы линзы не испытывали никаких натяжений, вызы­ваемых более быстрым охлаждением оправы сравнитель­но со стеклом, т. е. между оправой и линзами должен быть небольшой зазор.

Источник света. В фотоувеличителях в качестве источ­ников света применяются электролампы накаливания типа НГ и НВ с нормальным цоколем с колбой из прозрачного, матового или молочного стекла. Электролампы для фото­графии тина СЦ-50—СЦ-53, называемые в обиходе фо­толюбителями «перекалками», используются реже из-за сильного нагревания ими корпуса осветителя и объектива фотоувеличителя. Перегрев первого вызывает коробление фотопленки, а второго — нарушение коррекции объектива. Коробление фотопленки дает нерезкость некоторых участков на изображении, а нарушение коррекции объектива — его общую небольшую нерезкость. Как первая, так и вторая нерезкости неустранимы дополнитель­ным фокусированием на резкость до охлаждения проек­ционного фонаря. Для чего приходится на некоторое время прекращать работу на фотоувеличителе.

Лампы типа СЦ целесообразно применять, когда печа­тают очень плотный негатив. В этом случае мощный све­товой поток, излучаемый ими, позволяет значительно со­кратить выдержку при печати и одновременно улучшить качество позитива.

Спектральный состав излучения нормальных освети­тельных ламп (НГ и НБ) и фотоламп (СЦ-50 — СЦ-53) различен. Их цветовая температура в градусах Кельвина ( К) при нормальном напряжении в сети (127 и 220 в) со­ставляет у первых 2700—3000° К, у вторых —3280— 3450° К. Спектральный состав излучения зависит от на­пряжения в сети: падение или повышение напряжения на один процент влечет за собой уменьшение или увеличение цветовой температуры у нормальных электроламп на 11-12° К, у фотоламп — на 14,5-15° К.

Чем выше цветовая температура излучения электро­лампы, тем более актиничным будет световой поток, тем более короткой выдержкой можно пользоваться при пе­чати. Повышение актиничности излучения вызывается тем, что с ростом цветовой температуры источника света в его излучении увеличивается процент коротковолновых лучей, к которым наиболее светочувствителен позитив­ный фотоматериал. Кроме того, в этом случае несколько улучшится передача мелких деталей на позитиве.

Чем меньше цветовая температура, тем больше длин­новолновых лучей содержит световой поток, тем продол­жительнее будет выдержка. Поэтому, печатая плотный негатив, надо повышать цветовую температуру источника света, а печатая прозрачный негатив — понижать ее.

Как указывалось выше, конденсор проецирует источ­ник света в зрачок объектива в натуральную величину, поэтому размер волосков электролампы с прозрачной кол­бой не должен превышать диаметра зрачка объектива. Чем больше действующее отверстие объектива, тем более мощной может быть электролампа. Если объектив фото­увеличителя имеет небольшое действующее отверстие, то применять мощную электролампу не следует, так как в этом случае конденсор не в состоянии (при обычном со­отношении расстояний между источником света, конден­сором и объективом) спроецировать световую площадку во входной зрачок объектива.

Фокусное расстояние конденсора всегда меньше фокус­ного расстояния каждой из линз, его состгвляющчх.

Из формул 55 и 56 ясно, что двухлинзовый конденсор не следует превращать в однолинзовый, например, когда одна из его линз разбита или сильно поцарапана, так как от этого его фокусное расстояние увеличится, а угол охвата уменьшится, что понизит освещенность экрана. К однолин-зовому конденсору вторую линзу можно добавить только в том случае, если тубус объектива или мех фотоувеличи­теля позволит приблизить объектив к негативу на рассто­яние, компенсирующее уменьшение фокусного расстоя­ния у нового конденсора.

Линзы конденсоров не должны иметь царапин, сколов и внутренних дефектов стекла, так как они получаются на позитиве в увеличенном виде.

Со временем на плоской поверхности линзы, обращен­ной к рамке для негативов, могут появиться царапины. В этом случае линзы конденсора меняют местами, предва­рительно равномерно отматировав поцарапанную поверх­ность линзы очень мелким наждаком.

Большое значение имеет правильное крепление лннз в оправе конденсора. Ее конструкция должна быть такой, чтобы линзы не испытывали никаких натяжений, вызы­ваемых более быстрым охлаждением оправы сравнитель­но со стеклом, т. е. между оправой и линзами должен быть небольшой зазор.

Источник света. В фотоувеличителях в качестве источ­ников света применяются электролампы накаливания типа НГ и НБ с нормальным цоколем с колбой из прозрачного, матового или молочного стекла. Электролампы для фото­графии тина СЦ-50—СЦ-53, называемые в обиходе фо­толюбителями «перекалками», используются реже из-за сильного нагревания ими корпуса осветителя и объектива фотоувеличителя. Перегрев первого вызывает коробление фотопленки, а второго — нарушение коррекции объектива. Коробление фотопленки дает нерезкость некоторых участков на изображении, а нарушение коррекции объектива — его общую небольшую нерезкость. Как пер­пая, так и вторая нерезкости неустранимы дополнитель­ным фокусированием на резкость до охлаждения проек­ционного фонаря. Для чего приходится на некоторое время прекращать работу на фотоувеличителе.

Лампы типа СЦ целесообразно применять, когда печа­тают очень плотный негатив. В этом случае мощный све-товой поток, излучаемый ими, позволяет значительно со­кратить выдержку при печати и одновременно улучшить качество позитива.

Спектральный состав излучения нормальных освети­тельных ламп (III’ и НБ) и фотоламп (СЦ-5и — СЦ-53) различен. Их цветовая температура в градусах Кельвина ( К) при нормальном напряжении в сети (127 и 220 в) со­ставляет у первых 2700—3000° К, у вторых —3280— 3450° К. Спектральный состав излучения зависит от на­пряжения в сети: падение или повышение напряжения на один процент влечет за собой уменьшение или увеличение цветовой температуры у нормальных электроламп на 11-12° К, у фотоламп — на 14,5—15° К.

Чем выше цветовая температура излучения электро­лампы, тем более актиничным будет световой поток, тем более короткой выдержкой можно пользоваться при пе­чати. Повышение актиничности излучения вызывается тем, что с ростом цветовой температуры источника света в его излучении увеличивается процент коротковолновых лучей, к которым наиболее светочувствителен позитив­ный фотоматериал. Кроме того, в этом случае несколько улучшится передача мелких деталей на позитиве.

Чем меньше цветовая температура, тем больше длин­новолновых лучей содержит световой поток, тем продол­жительнее будет выдержка. Поэтому, печатая плотный негатив, надо повышать цветовую температуру источника света, а печатая прозрачный негатив — понижать ее.

Как указывалось выше, конденсор проецирует источ­ник света в зрачок объектива в натуральную величину, поэтому размер волосков электролампы с прозрачной кол­бой не должен превышать диаметра зрачка объектива. Чем больше действующее отверстие объектива, тем более мощной может быть электролампа. Если объектив фото­увеличителя имеет небольшое действующее отверстие, то применять мощную электролампу не следует, так как в этом случае конденсор не в состоянии (при обычном со­отношении расстояний между источником света, конден­сором и объективом) спроецировать световую площадку во входной зрачок объектива. На возможно полное испо.ть­зованпе спетопого потока, излучаемого обычными элек­тролампами, также влияет форма нити накала. Для этой цели наиболее подходят электролампы, у которых волоски сконцентрированы в  малом объеме.

Можно также применять источник света с короткой прямой или слегка изогнутой нитью накала. Электролампа­ми с нитями накала подковообразной или почти круглой формы пользоваться не следует, если их размеры превы­шают размер входного зрачка объектива увеличителя. Этот вопрос будет более подробно рассмотрен при изло­жении роли диафрагмы объектива фотоувеличителя.

Электролампы с W-образной нитью накала мало при­годны для увеличения, так как они имеют наименьшее светонропускание в сторону объектива фотоувеличителя по сравнению со светоиспусканием в других направлениях.

Форма колбы электролампы не оказывает существен­ного влияния на равномерность освещенности экрана. Требуется только, чтобы стекло ее сферы, обращенной к объективу фотоувеличителя, не имело волнистости, полос, каких-либо включений, надписей и т. п., так как наличие их даст темные полосы или пятна на позитиве. Надо за­метить, что стекло колбы может иметь внутренние натя­жения, обнаружить которые можно только следующей проверкой: электролампу ввертывают в патрон осветителя фотоувеличителя и, освещая ею лист белой бумаги, поло­женной на экран, устанавливают, нет ли на нем темных по­лос. Проверку производят в затененном помещении.

У электролампы с колбой хорошего качества надписи смывают 5 —10%-ным раствором соляной кислоты.

Электролампу с прозрачной колбой применяют при печати направленным светом, например репродукций книжного текста. В остальных случаях пользуются электро­лампой с колбой из молочного или опалового стекла.

Объектив для увеличения. Такой объектив представля­ет собой специально коррегированнуго оптическую систе­му, предназначаемую для проецирования негатива, рас­положенного на небольшом расстоянии.

Отечественная промышленность изготовляет объекти­вы для фотоувеличителей типа «Индустар», обозначая их, в отличие от съемочных объективов, буквой «У». Для негативов форматом 24×35 мм выпущено два объектива: «Индустар-22У-1» (И-22У-1) и «Индустар-50У-1» (И-50У-1). Их оптические параметры одинаковы и характеризуются следующими величинами: / = 50 мм, относительное отвер­стие 1 : 3,5, разрешающая сила в центре поля GO лин/мм, а на его краях — 20 лин/мм. Такая разрешающая сила объ­ектива вполне достаточна для получения увеличений до мас­штаба 1 : 15. Для негативов форматом 00×70 мм и 00 X х90 мм предназначен «Индустар-23У» (И-23У) с опти­ческими параметрами: /=110 мм, относительное отверстие 1 : 4,5, разрешающая сила в центре изображения 25 лин/мм, на краях — 12 лин/мм.

Увеличение можно производить и объективом от фо­тоаппарата. Однако этого лучше не делать, так как при частой перестановке объектива можно повредить резьбу на его оправе.

В последнем случае надо руководствоваться следую­щими соображениями.

1. Для фотоувеличителя с рассеянным светом пригоден любой тип объектива, а для конденсорного — только ана­стигмат. Это требование вызвано тем, что при диффузно-рассеянном освещении возможно любое диафрагмирование объектива с целью улучшения его оптических свойств, без нарушения равномерности освещенности экрана. При направленном освещении сильное диафрагмирование часто нарушает  равномерность  освещенности экрана.

2. До 15-кратного увеличения пригоден анастигмат любого типа. При большем увеличении лучше пользо­ваться симметричным анастигматом.

3. Фокусное расстояние объектива для фотоувеличите­ля должно равняться фокусному расстоянию основного, или «нормального», объектива фотоаппарата или мало от него отличаться. Как известно, оно примерно соответ­ствует диагонали формата негатива.

4. Для увеличений обычно используют объектив с нормальным углом изображения, равным 45—65 . Поль­зоваться для этой цели короткофокусным объективом не рекомендуется из-за сильного падения освещенности на краях экрана. Его можно применять только в том случае, когда размер помещения не позволяет получить нормаль­ным объективом очень большое увеличение. Длиннофо­кусный объектив также мало пригоден, так как он позво­ляет делать увеличение только с небольшим линейным увеличением.

В обоих случаях надо по формулам 45 и 50 проверить, возможна ли проекция конденсором фотоувеличителя ис­точника света в зрачок объектива фотоувеличителя. Чаще всего ответ будет отрицательным.

Следует заметить, что угол изображения объектива фотоувеличителя, в противоположность съемочному, не влияет на перспективу увеличиваемого изображения, так как плоское негативное изображение проецируется на плоскую поверхность — фотобумагу.

5. Относительное отверстие объектива для увеличения не должно превышать 1 : 3,5, так как разрешающая сила у более светосильного объектива обычно меньше, что от­рицательно сказывается на передаче мелких деталей не­гатива.

Надо помнить, что роль относительного отверстия при проекции в ряде случаев не­сколько иная, чем при съемке, поэтому правило «Чем боль­ше относительное отверстие, тем выше освещенность изо­бражения» справедливо толь­ко тогда, когда источник све­та, проецируемый конденсо­ром, полностью заполняет зрачок объектива. Если источник света мал, например для увеличения применяется точечная лампа, то освещенность экрана и, следовательно, его яркость будут одинаковыми независимо от того, используется объектив с большим или малым от­носительным отверстием. Это объясняется тем, что пло­щадь изображения тела накала электролампы будет меньше площади зрачка объектива фотоувеличителя. Диафрагмиро­вание объектива в этом случае не уменьшит яркость эк­рана до тех пор, пока лепестки диафрагмы не станут сре­зать изображение волосков накала электролампы. Как только это произойдет, яркость экрана сразу резко упа­дет. Это явление наблюдается и при неточечном теле на­кала электролампы, например когда оно подковообразное. Чем больше диаметр тела накала, тем быстрее диафрагми­рование уменьшит яркость экрана (рис. 73).

Следовательно, для конденсорных фотоувеличителей имеет место следующее правило: освещенность экрана фотоувеличителя зависит не столько от величины относи­тельного отверстия объектива, сколько от степени запол­нения его зрачка изображением тела накала электролампы.

Это правило справедливо, когда экспонируют только направленным светом. Если оно производится диффузно-рассеянным светом, то освещенность экрана прямо пропор­циональна квадрату действующего относительного отвер­стня объектива фотоувеличителя. В этом случае, как и при фотосъемке, диафрагмирование объектива на одно деление диафрагмы уменьшит освещенность экрана в два раза.

6. Посадочная резьба оправы объектива для отечест­венных фотоувеличителей М39х1. Объективы со штыко­вой (байонетнон) оправой для них не подходят.

7. Качество приобретенного объектива проверяют по фотоотпечатку, полученному с максимальным линейным увеличением с так называемого определителя резкости или контрольной сетки (см. ниже).

8. Если объектив хороший, то увеличение определителя резкости должно быть четким на всей площади фотоотпе­чатка. Сильная нерезкость на его краях при хорошей рез­кости центральной части указывает на недостаточную раз­решающую силу объектива на краях его поля изображе­ния.   Такой   объектив   для  увеличения   непригоден.

9. Когда нерезким выходит какой-либо один край уве­личенного изображения определителя резкости, то это означает, что объектив укреплен в фотоувеличителе с пе­рекосом или что плоскость экрана не параллельна негати­ву. Чтобы установить причину нерезкости, объектив по­вертывают в кольце крепления на V2 оборота и вновь устанавливают изображение на резкость. Если объектив установлен в фотоувеличителе с перекосом, то нерезкая часть изображения должна переместиться на 180° от сво­его первоначального положения. Если нерезким оказы­вается тот же участок изображения, что и до поворота объектива, то это указывает на ненараллелыюсть плоскос­ти экрана негативу.

Если объектив установлен в проекционной камере с перекосом, то его вывертывают и, если резьба не сорвана или не сбита, вновь ввертывают в правильном положении. При непараллельности экрана плоскости негатива под одну из сторон основания стойки укладывают прокладки до тех пор, пока стойка не станет строго вертикальной.

Определитель резкости. Он представляет собой тест-объект на фотопленке размером 6×9 см или 24×36 мм, состоящий из тонких и толстых черных линий разной кон­фигурации, разделенных светлыми промежутками (рис. 74). Определитель резкости изготавливают фотографи­ческим способом на позитивной фотопленке.

Вместо определителя резкости с успехом можно поль­зоваться контрольной сеткой, которую легко сделать са­мому. Ее изготавливают, например, на кусочке перфори­рованной позитивной не экспонированной фотопленки,

размером в 3—4 кадра, которую предварительно фикси­руют в темноте до полного растворения галогенида серебра светочувствительного слоя, промывают и высушивают. Затем в средней части вычерчивают черной тушью 5—G вписанных прямоугольников, начиная с размера 24 X Х36 мм, через которые проводят две диагонали. Опре­делитель резкости и контрольную сетку хранят в конвер­те или в футляре, так как потертость жела­тинового слоя умень­шает четкость линий при увеличении.

Система наводки изображения на рез­кость. Ее назначе­ние — получение рез­кого изображения на экране. Она состоит из двух устройств. Первое служит для установки проектора фотоувеличителя на расстояние от экрана, обеспечивающее необходимое ли­нейное увеличение фотоотпечатка. Вторым производят фокусирование на резкость увеличиваемого негативного изображения.

Перемещение проектора относительно экрана фотоуве­личителя производится с помощью одного из следующих устройств.

1. Шарнирной подвески на качающихся кронштейнах, действующих по принципу подвижного параллелограмма. Она крепится к стойке фотоувеличителя неподвижно, например у «Ленинграда-ФУ-3» (рис. 75), или к подвижной скользящей муфте, например у «Невы-ЗМ». Для уравно­вешивания тяжести проектора, а следовательно, облегче­ния его перемещения шарнирная подвеска снабжена мощ­ной пружиной.

2. Фрикционной передачи, состоящей из ролика, плот­но входящего в прорезь прямоугольного сечения, отфре­зерованную вдоль стоики фотоувеличителя, или ролика, плотно охватывающего направляющий выступ вдоль стой­ки фотоувеличителя (рис. 70). Ролик, вращаемый рукоят­кой, плавно перемещает проектор на нужное расстояние от экрана.

3.    Скользящей муфты, передвигаемой по стойке и за-
крепляемой на ней стяжным или упорным пиитом (рис. 77). Она обеспечивает наиболее устойчивое положение проек­тора, но неудобна в работе, так как проектор приходится перемещать вручную, отчего трудно устанавливать его в нужном положении.

Фокусирование на резкость негативного изображения осуществляется одним из следующих устройств.

1. Винтовой многозаходной оправой, в которой укреп­лен объектив фотоувеличителя. Применяется в фотоуве­личителях с проекционной камерой жесткой конструк­ции, например «Ленинград-ФУ-3» (см. рис. 75). Такое устройство позволяет быстро и достаточно точно фокуси­ровать на резкость.

2. Салазками, жестко соединенными с объективом фо­тоувеличители и передвигаемыми фрикционным устройст­вом вверх или вниз по двум вертикальным колонкам. Такая конструкция фокусирования обеспечивает плавное перемещение объектива фотоувеличителя на любое, самое небольшое расстояние. Им снабжены, например, фотоуве­личители «Москва» и «Нева-ЗМ» (рис. 70 и 77).

У некоторых типов фотоувеличителей установка на резкость автоматизирована и осуществляется с помощью лекала, по которому скользит рычаг, связанный с объек­тивом проектора. При перемещении проектора по стойке фотоувеличителя вверх или вниз для получения изобра­жения в требуемом масштабе рычаг фокусирующего устройства скользит по лекалу, удаляя или приближая

объектив к негативу, обес­печивая тем самым точную наводку на резкость.

Фотоувеличители с авто­матической фокусировкой удобны в работе, так как ус­коряют получение резкого по­зитива в любом масштабе, предусмотренном длиной ле­кала. Таким фотоувеличите­лем является «Нева-ЗМ».

Рамка-держатель для пле­ночных негативов. Ее наз­начение — устранение проги­ба, всегда имеющегося у пле­ночного негатива, так как только со строго плоского не­гатива можно получить рез­кое но всему полю увеличен­ное изображение.

Хорошая     рамка-держа­тель должна состоять из двух шлифованных      зеркальных стекол   с   отполированными фасками, зажимного устрой­ства и двух лотков для сво­бодных  концов   фотопленки.  Рамка-держатель негатива без зеркальных стекол не обеспечивает удовлетворитель­ного выпрямления фотопленки, и применять ее не следует.

Небрежно изготовленная рамка-держатель служит при­чиной образования на негативе продольных царапин, ус­транять которые ретушью на позитиве очень трудно. По­этому, приобретая фотоувеличитель, надо проверить, нет ли на ней заусенцев, острых выступов, сколов или полос на ее окраске.

Экран. Обычно делается из дерева и должен быть дос­таточно массивным, чтобы обеспечить устойчивость фо­тоувеличителя. Экран не должен рассеивать свет, падаю-

Щий на него из проектора, так как при длительной вы­держке такой свет, отражаясь от стены и деталей фотоуве­личителя, может слегка вуалировать фотобумагу. Если экран у фотоувеличителя светлого цвета и полированный, то его рекомендуется окрасить черной матовой краской.

Общая характеристика конденсорных фотоувеличите­лей. Преимущества  таких фотоувеличителей следующие.

1. Они дают большую освещенность экрана, что поз­воляет при печати экспонировать с относительно короткой выдержкой, что особенно важно, когда увеличивают в крупном масштабе.

2. Позволяют пользоваться электролампой средней мощности, что уменьшает при длительной работе нагрев проектора и тем самым устраняет коробление пленочного негатива, отчего резкость изображения на фотоотпечатке улучшается.

Недостатки этих фотоувеличителей следующие.

1. Повышение контрастности и макрозернистости по­зитивного изображения по сравнению с изображением, полученным бесконденсорным фотоувеличителем.

2. Очень отчетливая передача на фотоотпечатке де­фектов негатива: царапин, различного рода включений на его эмульсионном слое, захватов пальцами, жировых пятен и т. д. Эти дефекты видны особенно отчетливо, если источник света фотоувеличителя установлен неправиль­но или при печати сильно задиафрагмирован объектив.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FotoStar-Pro - все  профессионально и качественно..