Высота точки съемки

Высота точки съемки

Высота точки съемки — не открытие фотографии. И в литературе, и в живописи прием показа (рассказа) события с различных по высоте точек используется давно. У великих мастеров различная точка зрения становится событием, а иногда и философским осмыслением мира, себя (героя произведения) в мире.

 

Высота точки съемки

 

Положение точки съемки в пространстве определяется тремя переменными величинами:

1)удаленностью от объекта съемки;

2) высотой,

3) направлением (оно же угол, под которым ведется съемка).

Вопросы, связанные с удаленностью точки съемки от объекта, были рассмотрены в разделе «Крупность плана». Все изменения масштабов изображения зависят от расстояния между фотоаппаратом и объектом съемки с учетом применяемой оптики.

Следующей координатой расположения точки съемки в пространстве будет высота.

Обобщая, можно выделить четыре точки съемки, определяющие высоту фотоаппарата относительно объекта съемки:

1) привычная точка съемки;

2) верхняя точка съемки;

3) нижняя точка съемки;

4) ракурс.

Привычная точка съемки

Привычная точка съемки (я буду придерживаться такого термина) — это съемка с высоты собственного роста. В фотографической литературе эту точку съемки называют по-разному: если говорить «нормальная точка съемки», то у читателя может возникнуть предположение, что все остальные точки съемки ненормальные. Слово «стандартная» более употребительно в фотографии, но может оказаться опасным применительно к творческому процессу — стандартизация хороша, например, во время обработки фотопленки, но не в творчестве.

Обычно фотолюбители начинают свой путь со снимков, сделанных именно с этой точки. Это естественно: человек берет в руки фотоаппарат и, не задумываясь, поднимает его на уровень глаз в стремлении запечатлеть поразивший воображение сюжет.

Это высота, с которой мы видим мир. Кадр, запечатленный с привычной точки съемки, передаст объект, его форму, объем, перспективу в привычных для зрителя соотношениях. Объект и его конструкция будут понятны. С такой точки снимается большинство фотографий. Но то, что нам привычно, — то и незаметно. В повседневном нет остроты ощущений. А каждая фотография в идеале должна быть открытием нового мира. Привычная же точка зрения не предполагает перестройки зрительного восприятия.

Это наименее выразительная точка съемки. Любой знакомый объект, наблюдаемый с высоты собственного роста, не воспринимается как нечто уникальное.

Обратите внимание: я сейчас рассматриваю формальный  вопрос, связанный с высотой точки съемки как таковой. В данном разделе я не говорю ни о наполнении кадра, ни о содержательной и сюжетной частях композиции.

 

 

Высота точки съемки

Высота точки съемки

 

Иногда привычной может стать точка съемки, расположенная на высоте ниже роста фотографа. Например, человек присел, чтобы сфотографировать ребенка. Изображение, полученное из этой точки, также будет выглядеть привычным, если только съемка не велась под углом к объекту. То есть во всех случаях, когда оптическая ось объектива была перпендикулярна объекту съемки. Это связано с психологией восприятия: мы делаем поправку на рост, и нам кажется, что такая точка зрения естественна для объекта и отражает наше представление о нем. Вообще, пока мы не увидим изображение, у нас есть представление о присущей объекту правильности — мы ведь знаем, как должно выглядеть лицо человека или коробка из-под обуви. Если, когда мы это видим, наши представления расходятся с показанным изображением, происходит конфликт воспринятой информации и предыдущего представления о «правильности». В этот момент может возникнуть нечто художественно новое (впрочем, может и не возникнуть, так как высота точки съемки определяет далеко не все).

Привычная точка съемки широко применяется в портретной фотографии и пейзаже — в любом фотографическом жанре, где сюжет предполагает максимальную концентрацию внимания на наполнении кадра, и высота точки съемки должна как бы отсутствовать, чтобы не бросаться в глаза, отвлекая от созерцания изображения.

Высота точки съемки напрямую связана с драматургией изобразительного материала. Привычная точка съемки растворяется в замысле, и перед зрителем открывается изобразительная драма в чистом (порой, в условно случайном) виде, подкупающем своей естественностью…

Нет ничего более сложного, чем что-то самое простое.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FotoStar-Pro - все  профессионально и качественно..