Вуаль всех видов удлиняет выдержку при печати.

Наименьшая оптическая плотность почернения нега­тива, Dmm, называемая фотографами в обиходе «глубо­кими тенями негатива», представляет собой наиболее прозрачный участок негативного изображения. Величина его почернения определяется количеством освещения, полученным негативным фотоматериалом от наиболее тем­ного участка объекта съемки, и продолжительностью про­явления. Такой участок на негативе визуально опреде­ляется легко. Степень его непрозрачности в практике фотолюбителя качественно оценивается сопоставлением с оптической плотностью вуали на участках негатива, не подвергнутых действию света.

Величина минимальной оптической плотности почерне­ния у негативов с различными сюжетами колеблется, как показали измерения многих негативов, весьма значитель­но. Также установлено отсутствие какой-либо связи между Dmm и видом сюжета.

Необходимо выбирать такую выдержку при съемке, чтобы количество освещения от наиболее темных участков объекта давали бы почернения, соответствующие нижней части области пропорциональной передачи кривой почер­нений. Однако, как показала практика, почти без ущерба для качества позитивного изображения минимальная опти­ческая плотность у негатива может быть несколько меньше оптической плотности начала прямолинейной области кривой почернений, т. е. лежать в самой верхней части области недодержек.

Если же минимальная оптическая плотность почерне­ния значительно превышает оптическую плотность начала прямолинейной области кривой почернений, что вызы­вается большой выдержкой, то такой негатив обладает повышенной оптической плотностью и увеличенной зер­нистостью. Печать с него затруднена. Поэтому, если ин­тервал  яркостей  объекта  и  фотографическая  широта* негативного материала позволяют произвести съемку с рядом «правильных» выдержек, то надо пользоваться минимальной  из возможных.

Превышение минимальной оптической плотности над величиной вуали (DMn„—D0) показывает, как переданы мельчайшие детали в тенях негатива, т. е. в его прозрач­ных местах. Чем меньше вуаль у негативного фотомате­риала, тем больше получа­ется деталей (рис. 22) на негативе (разумеется, если выдержка правильная, при недодержке и передержке у негативного изображе­ния меньше деталей).

Какова же наиболее благоприятная величина минимальной оптической
плотности почернения для позитивного процесса? Опыт показывает, что когда глубокие тени негатива слишком            прозрачны

(Dmm 0,08—0,15), то пе­чать с такого негатива за­труднена и детали в тенях позитивного изображения могут не выйти, хотя на негативе они имеются. В этом случае прибегают к частичному или общему усилению. Статистикой установлено, что сюжетные не­гативы с минимальной оптической плотностью 0,4—0,7 являются хорошими, разумеется, если другие их показа­тели, рассматриваемые ниже, будут удовлетворительными (см. рис. 21).

У негативов со штриховой репродукцией Dmm должна быть минимальной при самой незначительной вуали. У негативов с полутоновой репродукцией DMan должна обеспечить проработку деталей в тенях.

При съемке натурных сюжетов и репродуцировании выдержка и проявление должны иметь такую продолжи­тельность, чтобы на негативе получалось оптимальное значение минимальной оптической плотности почернения при возможно меньшей оптической плотности остальных участков негатива.

Наибольшая оптическая плотность почернения нега-тпва, Daum, называется фотографами в обиходе «сильными светами негатива». Это наиболее непрозрачный участок негативного изображения. Величина почернений его зави­сит от количества освещения, подействовавшего на свето­чувствительный слой негативного фотоматериала от наи­более яркой части объекта съемки и от продолжительности проявления.

Для максимальной оптической плотности почернения, как и для минимальной, не установлено никакой связи с видом сюжета: у разных негативов с различными сюже­тами Дмакс имеет самые разные значения. Однако DMRKC тем больше,   чем выше у объекта интервал яркостей.

Большая оптическая плотность ухудшает качество не­гатива, так как в его плотных участках разрешающая спо­собность уменьшена, отчего падает деталированность не­гативного изображения и негатив содержит меньше инфор­мации о снятом объекте. Увеличивается зернистость, а при использовании области передержек снижается и контраст изображения из-за уменьшения различий почернений, со­ответствующих различиям наиболее ярких мест объекта.

Затем участки негатива с большой оптической плот­ностью пропечатываются с трудом: для проработки этих деталей приходится перепечатывать другие части негатива, ухудшая тем качество позитива. Например, если небо на негативе передержано, то на позитиве оно выходит белым пятном без деталей, что сильно портит впечатление от снимка.

Статистикой установлено, что сюжетные негативы со средней максимальной оптической плотностью считаются хорошими, а с большой — неудовлетворительными (см. рис. 21). Поэтому при съемке надо избегать даже неболь­ших передержек, так как у негативных фотоматериалов оп­тическая плотность 2,0 часто является началом области передержек кривой почернений. Слегка передержанный негатив можно непосредственно использовать для печати. Когда передержка значительна, негатив необходимо пред­варительно ослабить в ослабителе с красной кровяной солью.

Как правило, съемку натурных сюжетов надо произво­дить с минимальной из возмоллшх «правильных» выдер­жек, чтобы получить негатив с небольшой максимальной оптической плотностью.

Максимальная оптическая плотность должна быть у штриховых репродукций возможно большей при мини­мальнои вуали, а у полутоновых репродукций — средней величины. Продолжительность   выдержки и проявления надо регулировать так, чтобы негативы имели указанные оптимальные   значения   максималь­ной оптической плотности почерне­ния.

Оптическая плотность почернения сюжетно важного участка изображе­ния, Dp , является основным участ­ком негатива, так как на нем со­средоточивается внимание зрителя. Поэтому эта деталь должна иметь небольшую плотность, хорошо про­работанные детали и незначительную зернистость. В этом случае на позити­ве сюжетно важная деталь будет пе­редана наиболее удовлетворительно.

Особое значение сюжетно важная деталь имеет в портретной фотогра­фии. Обычно это лицо портретиру­емого. На рис. 23,а — оптическая плотность сюжетно важной детали недостаточная, на рис. 23,6 — хо­рошая, а на рис. 23,в — неудовле­творительная из-за большой плот­ности лица. Слишком плотное лицо на негативе дает при печати на пози­тиве белую, лишенную деталей маску.

Интервал оптических плотностей почернений негатива, ADHer, пока­зывает, насколько у него максималь­ная оптическая плотность почер­нения больше минимальной опти­ческой плотности почернения, т. е. ADHer=Z)MaKc— ^мин- По терминоло­гии практиков-фотографов, это поня­тие характеризует, насколько оптиче­ская плотность «сильных светов не­гатива» превышает оптическую плот­ность «глубоких теней негатива». Часто интервал опти­ческих плотностей почернений называют контрастом негатива*.