Впечатывание облаков

Отсутствие облаков на снимке обычно снижает его выразительность. Улучшить ее можно, впечатав в снимок изображение облаков с другого негатива. Для этой цели рекомендуется иметь ряд негативов, на которых сняты только облака различного вида. Их набор необходим, чтобы правдоподобно сочетать вид облаков с характером сюжета.

Перед впечатыванием определяют величину выдержки для основного негатива и для негатива с изображением облаков. Эту операцию осуществляют любым из описан­ных способов.

Впечатывание облаков производят с помощью двух фигурных масок, граница раздела которых должна точно соответствовать контурам наземной части снимка. Эти маски получают, аккуратно разрезав на две части фотоот­печаток, увеличенный в меньшем масштабе, чем предпо­лагаемое увеличение. Размер маски определяют из двух подобных треугольников, вершины которых лежат в пе­редней узловой точке объектива, а основания представ­ляют стороны маски и увеличенного фотоотпечатка. Если маску предполагается установить перед экраном на вы­соте, равной, например, V3 расстояния экран — объек­тив, то размеры сторон ее должны быть уменьшены также на V3.

Таким образом, если увеличение предполагают сде­лать размером 18×24 см, то маска должна быть 6×8 сл.

Практикой установлено, что маску лучше всего рас­полагать на расстоянии 0,2—0,4 общего расстояния между объективом и экраном, считая от последнего. Такое по­ложение ее обеспечивает наиболее тональный переход. Чем меньше расстояние от маски до экрана, тем менее размытым будет ее контур. Он станет отчетливым, когда маска лежит на фотобумаге.

Разрезать фотоотпечаток надо так, чтобы обрез был прямым, а не скошенным, и проходил точно по контурам предметов на горизонте. Для этой цели лучше всего поль­зоваться очень острым глазным скальпелем. При этом фотоотпечаток кладут на твердую гладкую поверхность — толстое стекло, металлическую пластинку. Мягкое осно­вание дает нечеткий срез. Если контур очень извилистый, то маску надо вырезать очень острыми ножницами — иначе края обреза бу­дут мятыми. Белые края срезов зак­рашивают тушью или черной аква­рельной краской. Для изготовления маски используют фотобумагу кар­тонной плотности. Если ее сделать на тонкой фотобумаге, она может слегка провиснуть и тем исказить изображение. Чтобы придать такой маске жесткость, ее наклеивают на картон, а еще лучше—на лист чис­того стекла.

При впечатывании фотобумагу обязательно помещают в кадроваль-ную рамку — иначе в процессе уве­личения ее можно сдвинуть и тем самым нарушить точность совмеще­ния изображений.

Установив кадровальную рамку с фотобумагой, на нее через защитный светофильтр фо­тоувеличителя проецируют основной негатив. На краях фотобумаги, вне будущего изображения, мягким черным карандашом отмечают положение горизонта. Затем с по­мощью держателя (рис. 98) устанавливают маску, экра­нирующую небо, на такой высоте, чтобы тень от ее конту­ра чуть-чуть перекрывала отметку положения горизонта на фотобумаге. Если пренебречь этим указанием, то обя­зательно образуется темная или белая полоса на стыке неба и земли.

Установив маску, негатив экспонируют, включая свет тумблером. Затем при неактиничном освещении основной негатив заменяют негативом с облаками, а вместо первой маски устанавливают вторую, экранируя ею наземную часть изображения. Ее контур даст также размытую ли­нию, которая должна совпасть с размытым контуром маски неба. Незначительное наложение контуров одного на дру­гой не вызовет почти никакой потери деталей изображе­ния и обеспечит плавный и незаметный переход одной части изображения в другую. Дважды экспонированную фото­бумагу обрабатывают обычным способом. На рис. 99 при­ведены исходные и совмещенные изображения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FotoStar-Pro - все  профессионально и качественно..