Возрождение бытового романса

Стихийное возрождение бытового романса не прошло мимо внимания профессиональных композиторов, но откликнулись они на него, скажем прямо, с большим опозданием. Причин тому много: среди них закрепившееся в. профессиональной среде отношение к жанру, как к «низкому», пригодному лишь для пародийной стилизации. Это отношение существенно меняется в 70-х годах. Не говоря уже о новой активизации романсовых интонаций в эстрадной лирической песне, старинный бытовой романс все заметнее воздействует на камерную вокальную лирику, о чем мне уже приводилось говорить в книге «Стань музыкою, слово!» (глава «Искушение романсом»). Однако чаще всего современные вариации бытового романса, возрождая жанр, переводят его в сферу концертной, а не бытовой музыки. Новые сочинения, такие вариации представляющие, суть преимущественно своеобразные памятники старинному жанру, установленные на филармонической сцене. Спуститься с нее и попасть в быт они, как правило, не могут из-за ряда особенностей своего музыкального языка, недоступных любительскому воспроизведению.

Большинство же из тех современных романсов, которым удается закрепиться в быту, не выходит за рамки стилизаций, иногда очень хороших (кстати, в основном такие сочинения возникают в сфере музыки для театра и кино).

На этом весьма бегло очерченном здесь фоне вырисовывается своеобразие романсов Андрея Петрова: перед нами не стилизации, но современные вариации бытового романса, причем такие, в которых жанр, модернизируясь и проходя обработку высокопрофессиональной композиторской техникой, остается тем не менее бытовым жанром. Сочинения Петрова не единственные в таком роде, но среди не столь уж многочисленных своих собратьев они, на мой взгляд, выделяются особой гармоничностью: в них найдена «золотая середина» между звучаниями дней минувших и нынешних, в них точен и тактичен отбор интонаций из старинных и современных моделей, в них усложнение и обновление музыкального языка не переходят черты, за которой затруднялось бы быстрое усвоение музыки массовым слухом и любительское ее воспроизведение.