Возникновение классового самосознания внутри африканской общины

Другой живущий во Франции мавританец Сидней Сокхона, по профессии телефонный мастер, снял короткометражку «Национальность: эмигрант» и сыграл в ней главную роль. Сокхона жил в печально известном общежитии на улице Рике в Париже, где в 1972 году началась первая всеобщая забастовка эмигрантов – обитателей таких же общежитий для наемных рабочих. С этого времени – вплоть до 1975 года Сокхона снимает свой фильм урывками, на свою зарплату, случайные дополнительные заработки, пользуясь технической помощью товарищей, бесконечно влезая в долги. В почти автобиографической истории автор показывает все сложности пути, ведущие из африканской деревни к новому рабству на берегах Сены. Персонажи картины, приняв участие в первой забастовке, постепенно становятся активистами экономической и политической борьбы, имеющей целью изменить правовой статут эмигрантов. Фильм демонстрирует возникновение классового самосознания внутри африканской общины во Франции. Снятый по горячим следам, исполненный свежести взгляда, фильм Сокхоны лишен сентиментальности и жалостливости, в которые впадают авторы иных фильмов на сходную тему. Ясно, трезво и четко объясняет он проблемы эмиграции, не забывая никого из эксплуататоров, в том числе и из среды африканцев. Он анализирует происхождение расизма  некоторых  французских  рабочих, которых хозяева противопоставляют эмигрантам, чтобы исключить всякую солидарность и совместные действия. Не забыты в картине и жизненные условия страны, из которой эмигрант приехал: герой – африканский рабочий – получает письмо от родителей, где они просят у него деньги, так как нечем платить новые местные налоги. Четкий политический анализ, серьезность проблематики не лишают фильм лирической интонации. За кадром голос Сокхоны: «Я – внук раба, я – сын чернокожего колониального стрелка, которого заставили воевать. Чтобы понять меня, тебе надо совершить путешествие в мое сердце». Это и помогает сделать зрителям автор картины.