Водун – это религиозная система и этика

Острой проблеме соотношения двух культур посвящен первый бенинский полнометражный художественный фильм «Под знаком Водуна» (1974), поставленный Паскалем Абиканлу. Водун – бог. Не очень большой и не маленький – один из тех, кто распоряжается природой. Образ Водуна, мода на которого в последние годы распространилась среди западных интеллектуалов, ассоциируется у непосвященных с таинственной и экзотической Африкой. У коренного жителя такое -представление может вызвать разве что ироническую улыбку. Любая разновидность религии Водуна – это комплекс верований и ритуалов чисто африканского происхождения с элементами католического культа. Главное в нем – сила природы, могущественный феномен, с которым люди установили связь и который проявляет о них заботу. Водун – это религиозная система и этика, поддерживающая в африканской общине сплоченность ее членов и душевное равновесие каждого из них, устанавливающая связь между моральными и психологическими потребностями индивидуума и нуждами среды, миром живых и усопших, настоящим и прошедшим. Живущие в деревнях бенинцы думают о Водуне с почтением: принадлежа всей общине, гарантируя ее постоянство, он дает человеку внутреннюю стойкость, придает гармонию его существованию.

В Бенине семьдесят пять процентов населения исповедуют местные традиционные верования.

Но все же название фильма, скорее, иронично. Речь в нем идет не о религии.  Речь идет об  африканских традициях, выраженных собирательным понятием Водуна.

Молодой бенинец Коджо оскорбил своего бога, обычно защищавшего его от невзгод,- он отказался принести ему подношения. Тот наказал его: дом и посевы сгорели, и парень вынужден был отправиться в поисках работы в город. Он надеялся, что таким путем сможет помогать семье. В городе Коджо попал к своему кузену, ведущему праздную жизнь, и, несмотря на данные родителям клятвы, с головой окунулся в городские развлечения. Лишь встреченная им студентка Ассиба, в которую он влюбился, помогла Коджо выйти из-под влияния брата. А известие о смерти отца вынудило его вернуться в деревню, где он будет теперь жить вместе с Ассибой.