Виды света

Виды света

Свет разбудил пытливые умы, и была изобретена светопись, которая позже стала называться фотографией.

Его Величество Свет создает картины, которые человеческий мозг интерпретирует как величественные, устрашающие, лирические, трагические, комические, подгоняя физические процессы под эстетические категории, выдуманные самим же человеком. Наслаждаясь очередным закатом, мы не рассматриваем выбранный фрагмент природы, анализируя высоту солнца над горизонтом, количество пылевой взвеси в воздухе, отражательную способности воды и листвы, попавшей в поле нашего зрения, и т. п. Мы воспринимаем коэффициенты отражения, преломления и поглощения световых потоков как некий эстетический результат, вызывающий в нас определенный эмоциональный отклик.

Мы ходим по улицам и площадям, наслаждаемся природой и не задумываемся, почему нам удается рассмотреть не только освещенную часть объекта, но и участки, находящиеся в тени. Высшему существу хватило единственного источника света — Солнца, чтобы создать гармоничную картину мира. Фотографу, взявшему на себя труд снять что-либо в павильоне или в студии, чаще всего одного источника будет недостаточно.

Свет и пространство

Свет творит пространство. В окружающем нас материальном мире пространство большей частью воспринимается как результат освещения. В одних световых условиях пространство воспринимается далеко в глубину, в других — ограничивается одним-двумя планами. Наивно было бы думать, что пространство — это исключительно пейзаж, интерьер или натюрморт. Расстояние от кончика носа до щеки — это тоже пространство, заполненное светом и воздухом.

Свет и плоскость

Перевод в плоскость фотографического изображения связан с потерями, и в первую очередь с потерей ощущения пространства и света. Рассматривая фотографический отпечаток, мы ограничены возможностями съемочной аппаратуры и особенностями бумаги. Преодоление технических ограничений, превращение плоскости в иллюзорное пространство возможно при правильном освещении объекта съемки естественным или искусственным светом.

Рисующий свет

Основная задача рисующего света — выявление объемов, подчеркивание фактуры, прорисовка формы, создание пространственных отношений в кадре и проявление световоздушной среды, в которую погружен объект.

Рисующий свет определяет основное направление светового потока, дает зрителю представление об источнике света, который освещает объект съемки, и о его цвете.

С помощью рисующего света воссоздаются все эффекты освещения: день, ночь, эффекты от искусственных источников и т. д.

Рисующим светом создается характер объекта — при этом объектом съемки может быть и неодушевленный сюжет; например, и натюрморт должен иметь свой характер.

Рисующий свет формирует образное решение фотографии в целом.

Рисующий свет основной инструмент в световом арсенале фотографа. Никакая другая разновидность освещения не предопределит конечного результата. Все остальные лишь выполняют вспомогательные функции.

Сколько осветительных приборов могут выполнять функцию рисующего света?

Сколько угодно. Сколько бы ни работало на площадке приборов рисующего света — у зрителя, рассматривающего фотографию, должно складываться ощущение, что все объекты освещены одним источником.

Но, обычно, в фотографии для создания рисующего света используется все-таки один источник освещения. В некоторых специфических случаях может применяться несколько осветительных приборов, при этом сохраняется принцип формирования единого светового потока.

Рисующий свет — основной инструмент в арсенале освещения фотографа. Никакой другой вид света не предопределит конечный результат. Все остальные виды света выполняют вспомогательные функции.

Выбором прибора рисующего света определяется качество светового пятна на объекте съемки. Линзовый (то есть оснащенный линзой Френеля) прибор сформирует направленный световой поток, который создаст резкую границу между освещенной частью и тенью — жесткий светотеневой рисунок. Прибор рассеянного света создает на объекте съемки мягкий светотеневой рисунок с размытыми переходами от освещенной части к теневой.

 Образ — результат художественного обобщения, восхождения от единичного явления к типическому, идеальному, воображаемому бытию. Вся изобразительность подчинена образности. Направляя на объект рисующий свет, мы создаем некий эффект освещения. Но это делается не ради эффекта как такового. Под воздействием светового потока должен рождаться запланированный, придуманный фотографом образ. Нельзя светом создать образ. Образ идеален, и бытие его воображаемо. Зритель оценивает фотографию, анализируя расположение световых пятен и их взаимодействие с объектами в кадре. Результатом этой работы и станет образ — воображаемая идеальная реальность, имеющая собственную знаковую систему.

 Характеристика светового потока в гармоничном сочетании с другими изобразительными средствами должна работать на раскрытие замысла.

Одна из основных задач фотографа — передача в двухмерной плоскости снимка объемов, характерных для объекта съемки. Рисующий свет поможет создать иллюзию трех мерности. Прибор рисующего света, установленный фронтально относительно объекта съемки, осветит его ровным (лобовым) светом, не подчеркивая индивидуальных особенностей. Объемы, присущие объекту, будут переданы плохо или вовсе исчезнут. Так, например, работает встроенная вспышка в фотоаппарате. В ее свете все выглядит плоским. Такой характер освещения может быть запланированным, и тогда фотография становится фактом искусства, а может быть ошибкой, и тогда результат — это эстетический брак, хотя технически, с точки зрения резкости, передачи тона и цвета, фотография может получиться безукоризненной.

Если прибор рисующего света поставить под некоторым углом к объекту съемки, то освещена будет лишь его часть. Разница в освещенности теневых и светлых участков создаст на фотографии видимость объема.

Рисующим светом фотограф подчеркивает фактуру, присущую объекту. Передача фактур материального мира — одно из непременных условий адекватного восприятия объекта зрителем. Качественную сторону материальных предметов мы визуально оцениваем по их фактуре: шероховатой, блестящей, матовой и т. п. Например, одна и та же доска может иметь великое множество фактур: от матово-блестящей, только что выструганной, до шероховато-растрескавшейся, источенной временем. Через последовательное изменение фактур можно рассказать жизнь этой доски. Каждая отдельно взятая фактура будет говорить о прошедшем времени, о сиюминутном состоянии, о перспективах на будущее. Каждая может стать драмой, трагедией, комедией, искусно разыгранной фотографом, использующим фактуру поверхностей как выразительное средство, помогающее иллюстрировать мысль через пластическую форму. Лучше всего фактура передается при боковом освещении, когда свет цепляет все шероховатости и неровности, создавая интересную игру теней в макромире.

Днем на улице рисующим будет солнечный свет. От того, насколько удачно распорядится фотограф этим универсальным осветительным прибором, зависит эстетическое качество фотографии. Используя солнечный свет как рисующий, фотограф по вполне понятным причинам не может передвигать и регулировать источник освещения, и в его распоряжении остается только объект съемки. В этом случае возникает бесконечное число вариантов расположения фотографа относительно света и объекта либо перемещения модели относительно солнца и фотографа. В любом случае в результате всех этих действий выбирается самый выразительный, отвечающий замыслу светотеневой или светотональный рисунок. В идеале — единственно возможный для снимаемого сюжета.

Почувствовать возможности и варианты применения рисующего света можно, например, обратившись к произведениям таких живописцев, как Леонардо да Винчи, Караваджо и Рембрандт.

Виды света

 

В тексте неоднократно повторялось слово замысел. Попробуем разобраться, что это такое.

Замысел — в искусстве конкретное и целостное представление об основных чертах содержания и формы художественного произведения, сложившееся в творческом воображении художника до начала практической работы над ним.

Таким образом, до съемки необходимо иметь четкое представление о будущей фотографии, об освещении и, в частности, о том, какой формы будет рисующий свет. Форма в данном случае имеет прямое значение. Поток рисующего света может представлять собой моно луч, а может иметь более сложную структуру, например, распространяться в виде отдельных световых пятен, будто пробиваясь сквозь приспущенные жалюзи и т. п. Замысел предопределит все дальнейшие действия фотографа и, естественно, работу с освещением. Большое значение в приведенной цитате имеет словосочетание целостное представление. Представить будущую фотографию как единое целое, не дробя замысел на мелкие детали и частности, — одна из основных задач, стоящих перед фотографом.

В этом портрете главными выразительными средствами служат плавная линия, создающая выразительный пластический рисунок, и цвет. Линия и цвет ткут образ, наполненный тонким психологизмом с налетом меланхолии. Свет как бы отсутствует, ему отводится второстепенная роль. Свет необходим художнику не более чем для освещения. Его источник невозможно идентифицировать. Он условен, как условна среда, в которую помещен изображенный человек. Но сказанное не означает, что рисующий свет отсутствует ровный, рассеянный световой поток заполняет картинную плоскость, помогая разделить цвета, увидеть изящество формы, рассмотреть движение линий прически и лица, создающих сложный ритмический рисунок. В этой работе рисующий свет не несет драматургической нагрузки.

Виды света 

 

Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано ди Медичи. Около 1478. Дерево, темпера. Государственный музей, Берлин

 

Виды света

 

Микеланджело Меризи Да Караваджо. Призвание святого Матфея. 1599-1600.

 

Сюжет картины взят из Евангелия от Матфея: Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. В тексте нет прямого указания, где действие имело место — в помещении или на улице. Караваджо помещает происходящее в полутемное помещение. Это дает возможность с помощью рисующего света превратить жанровую сцену в драму. Направленный световой поток выхватывает из полутьмы участников действия, оставляя в темноте второстепенные детали. Жесткий свет и высокий контраст раскрывают глубину драмы. Сборщик податей должен сию минуту принять решение и отказаться от прежней жизни, сделать шаг в неизвестное, расстаться с миром материального и посвятить себя духовному. Рисующий свет становится полноправным участником сюжета. Сложная композиция, построенная на взаимоотношениях жестов и взглядов, объединяется световым потоком. Эффект неожиданного появления Христа и Петра поддерживается как бы внезапно распахнувшейся дверью, из проема которой в комнату врывается свет. Зритель не видит его источника, но художнику удается убедительно выстроить эффект освещения. Рисующий свет в картине переводит пространство как расстояние в философию пространства. Группу сборщиков податей и Христа разделяет тьма, но ее преодолевает свет, связывающий Христа и Матфея.

Подводя итог, можно сказать, что поток рисующего света живет в пространстве картины, творит пространство, является и в прямом и в переносном смысле этого слова одним из основных элементов сюжета.

 

Виды света

 

Жорж Делатур. Скорбящая Мария Магдалина. Холст, масло, 1640. Музей искусств, США

Жорж де Латур — великий мастер, умевший создавать эффекты освещения от открытых искусственных источников света. Разумеется, величие художника состоит не в том, что он способен реалистично изобразить какой-либо световой эффект, а прежде всего в таланте поставить эффект на службу идее произведения, воплотить свет в мысль и чувства. Скорбящая Мария Магдалина — сюжет, распространенный в религиозной живописи. Из названия картины понятно, о чем эта история. Но у Латура два героя: Мария Магдалина — и натюрморт. И не факт, что главный здесь образ Марии. Становление образа как процесс, свершающийся на глазах у зрителя, — это отдельная сложная тема. В данном случае зритель почти не может разглядеть лица Марии, тогда как натюрморт изображен в расчете на подробное рассматривание. И главным героем натюрморта становится светильник. Без преувеличения можно сказать, что светильник — это наиболее выразительная деталь картины. Это единственный источник освещения — рисующего света. Художник, отталкиваясь от свето распределения, создаваемого фитилем, плавающим в масле, решает трудную живописную задачу. Стоит обратить внимание на пламя фитиля. В фотографиях, где есть подобный источник света, пламя зачастую представляет собой абсолютно белую, безо всякой фактуры форму. На самом деле это не так.

Сцена, представленная зрителю, по своему характеру жанровая бытовая. Пятна рисующего света создают мирную домашнюю атмосферу. Точное месторасположение светильника помогает решить объемно-пространственные задачи и сосредоточить внимание зрителя на основных объектах композиции. Свет реалистичен как обстановка, как среда, в которую погружена сцена. Термин сцена я употребил здесь не случайно. Можно встретить исследования, посвященные творчеству Латура, где говорится о театральности его композиций. Я не буду ни подтверждать, ни опровергать этот тезис. В любом случае свет у художника реалистичен, даже если композиция в целом похожа на сцену из спектакля.

Конечно, история Марии Магдалины раскрывается не только освещением. В картине важны все детали: и череп на коленях Марии, и плетка на столе, и крест, и цвет платья, и даже в светильнике при желании можно найти некое символическое значение — все это так. Но активный рисующий свет, подчеркивающий эффект освещения, играет определяющую роль. Он ведет взгляд зрителя от светового пятна к пятну, собирая композицию в единое целое.

На самом деле на полотне изображена не певица, а пианистка Алиса Дегранж, но к освещению этот факт не имеет никакого отношения.

Женщина показана в момент исполнения, с характерным артистическим жестом. Отдаю должное тем искусствоведам, которые писали о гротесковом характере образа и о том, что главной героиней композиции стала черная перчатка.

Что же превращает образ в гротеск? Прежде всего освещение, нижний рисующий свет. Зритель может предположить, что это свет рампы. Но принципиального значения для художника сам источник света не имеет. Это скорее впечатление от освещения. Свет не реалистичен. Дега не интересуют фактуры в светах, сложные колористические решения в участках, освещенных рисующим светом. Интерес мастера сосредоточен на сиюминутном движении световых пятен, выражающих искусственность и легковесность развертывающегося сюжета.

 

Виды света

 

Эдгар Дега. Певица из кафешантана (Певица с перчаткой).

 

 


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FotoStar-Pro - все  профессионально и качественно..