Творчество Сара Мальдорор

Антиколониальной теме посвятила свое творчество Сара Мальдорор – африканка, живущая во Франции. Ее первый фильм – короткометражка «Моногамбе» (1968)-поставлена по известной у нас новелле ангольского писателя Луандино Вьеры «Костюм для Матеуса». Это рассказ о судьбе одного ангольца, по ошибке брошенного карателями в тюрьму. Его подвергают пыткам, грозят смертной казнью, но африканец противопоставляет своим палачам молчание. Ангола сегодня – свободная страна. Но фильм Сары Мальдорор не утратил своего значения, потому что она подчеркнула связь между колониализмом ушедших веков и наших дней. «Моногамбе»- крик ужаса. Он звучал, когда у побережья Анголы появлялись португальские корабли, приезжавшие за очередной партией «живого товара». Из деревни в деревню передавался тогда пароль, предупреждавший людей об опасности.

Эту тему Сара Мальдорор продолжила в фильме «Оружие для Банту» (1970), рассказавшем о жизни и смерти первой гвинейки (Бисау), взявшей в руки оружие. Ее мужество и патриотизм подняли мирных жителей деревни на борьбу с захватчиками.

Большим успехом Сары Мальдорор стал полнометражный художественный фильм «Замбизанга» (1972). Замби-занга – это пригород Луанды, столицы Анголы. Здесь формировались первые группы борцов освободительного движения, и с тех пор Замбизанга стала символом этой борьбы. В основе картины новелла Луандино Вьеры «Настоящая жизнь Домингуша Ксавье», рассказавшая о жизни и смерти одного из героев подпольной борьбы и о его мужественной жене, занявшей место Домингуша в строю.

Сегодня этот прекрасный фильм перешел в раздел исторических, но в момент выхода на экраны этот рассказ о повседневной борьбе ангольских партизан против колонизаторов, о путях, которыми простые люди приходят к осознанию необходимости вооруженной борьбы, звучал как политический призыв.