Тунисский киновед Ферид Бугедир

Тунисский киновед Ферид Бугедир, занимающийся проблемами африканского кино, делит его на два направления:

1. Кино, способствующее восстановлению различных африканских культур.

2. «Побудительное» кино, развивающее самосознание африканца, помогающее ему анализировать жизненные противоречия и укрепляющее веру в свои силы.

Историк африканского кино Полен Вьера считает, что оно развивается в трех планах:

1. Стремится возродить и переосмыслить культурные ценности, разрушенные или забытые в период колониализма. Это направление Вьера называет «функциональным».

2. Разоблачает те стороны действительности, которые сдерживают прогресс, ставят своей целью не просто говорить с экрана о том, что надо сделать, а средствами кино довести до сознания народа проблемы, которые ставит жизнь. Это кино «побудительное».

3. Наконец, кино политическое, осуждающее разобщение, бичующее неоколониализм под всеми масками.

Думается, что и эта классификация неполна.

Первое направление, совпадающее у Бугедира и Вьеры, можно назвать фольклорным.

Второе, которое можно было бы назвать проблемным, преобладает в африканском кино. Его темы: эмиграция в Европу и возвращение на родину, конфликт традиционной африканской и европейской культур, эмансипация женщины, вредная роль религии, тирания денег и бюрократии, уход крестьян в города, безработица, бедность.

Но дело в том, что само это направление – неоднородно. Принадлежащие ему фильмы различаются постольку, поскольку их авторы находятся на разных уровнях осознания действительности. Одна тенденция этого направления, очевидно, марксистская, вскрывающая экономические и политические причины явлений, вторая – морализаторская, оперирующая этическими категориями.