Тромбониста надо видеть в профиль

Нет, тромбониста надо видеть в профиль. И если Рязанов пред- . почел показывать его в фильме именно анфас, то это уже дело режиссуры. А музыканту важнее не вид, а звук, и не тромбонист, а тромбон.

Вот и хочется мне здесь вступиться за осмеянный на экране инструмент, произнести речь в его защиту и найти для нее слова и страстные и поэтичные, и высокие и проникновенные.

Но беда в том, что в инструментоведческой литературе таких слов не найдешь, а в художественной прозе, кажется, остались они в прошлом столетии.

Происходи дело тогда, я, может, и воскликнул бы риторически: «Знаете ли вы тромбон?!»

И может, ответил бы: «Нет, вы не знаете тромбона!»

А дальше говорил бы так: «И не только вы – даже некоторые композиторы, что понуждают его задыхаться в быстром движении, подвывать или хрипеть на потеху почтеннейшей публике,- и они не знают тромбона, ибо представляют его клоуном. Но не клоун и не комедиант тромбон, и не в увеселении публики его призвание. Вот если надо сказать слово истинно серьезное, речь важную, да так, чтоб и пламенно и громогласно,- о! никто не сделает это лучше тромбона! К другим и не обращайтесь. Труба может вас подвести: увлечется патетикой, заберется на верхние ноты, забьется там в истерике – того и гляди сорвется. Есть, конечно, валторна, но будьте бдительны – она ведь тоже женского рода, смотрите, чтоб не смягчила она строгость слов ваших, не добавила [ в свой тон баюкающую струю нежности. Но тромбон – инструмент верный: его баритональный бас никогда не утратит мужественного благородства, в ответственный момент не дрогнет и в самой  страстности  сохранит неоспоримую вескость.

Нет, и не спорьте со мной – превосходный инструмент тромбон, настоящий солидный мужчина! А что немного грузноват, так от этого солидности не убудет».