Перед печатью в первую очередь надо убедиться в том, что эмульсионный слой негатива совершенно сухой. Если он даже слегка влажный, то печатать нельзя, так как в этом случае эмульсионный слой негатива прилипнет к стеклу рамки-держателя и может быть испорчен при отделении от стекла.
Затем определяют, к какой градационной категории относится негатив, пользуясь указаниями, данными в § 14, и решают, можно ли негатив печатать сразу, или он непригоден для этой цели, или его требуется предварительно подвергнуть какой-либо обработке.
Если негатив годен для печати, то с его целлулоидной стороны удаляют влажным тампоном пятна или подтеки. При этом надо следить, чтобы на эмульсионный слой негатива не попала вода или раствор для чистки, так как желатина очень гигроскопична. Эмульсионный же слой негатива, даже при небольшом увлажнении, становится липким и может приклеиться к стеклу рамки-держателя.
После подготовки негатива к печати, руководствуясь указаниями, данными в главе 5 и табл. 15, выбирают фотобумагу необходимого сорта и номера контрастности, на которой будет производиться контрольная проба. Соответственно чему зажигают в фотолаборатории неактиннч-ное освещение: желто-зеленое (светофильтр Л» 113) — для всех сортов фотобумаг, или оранжевое — для бромосеребряной фотобумаги, ярко-оранжевое — для хлоробромосере-бряной и желтое — для хлоросеребряной.
Затем устанавливают источник света в проекторе фотоувеличителя в положение, дающее максимальную и равномерную освещенность экрана. О чем судят по равномерности яркости экрана, так как наше зрение очень точно устанавливает наличие даже небольшого различия яркостей соседних участков освещенной плоскости.
Когда фотоувеличитель подготовлен к печати, в рамку-держатель вставляют негатив, затем его фокусируют на резкость и экспонируют пробу для определения выдержки и проверки правильности подбора фотобумаги к негативу.
Регулирование положения источника спета. Положение источника света в осветительном устройстве регулируют только в фотоувеличителях с конденсором, так как равномерность освещенности их экрана зависит от расстояния электролампы от конденсора, которое бывает различным в зависимости от величины линейного увеличения. Кроме того, на равномерность освещенности экрана влияет еще точность положения электролампы на оптической оси фотоувеличителя.
В фотоувеличителях с рассеянным светом эта операция не нужна, так как в них электролампы закреплены неподвижно в положении, обеспечивающем равномерную освещенность экрана при любом масштабе увеличения.
Если в фотоувеличителе установлена электролампа с прозрачной колбой, а конденсор используется без матового или молочного стекла, то положение источника света регулируют для каждого масштаба увеличения. Если же у электролампы колба из матированного или молочного стекла или на конденсор положен рассеизатель света из такого же стекла, то нет необходимости изменять ее положение для каждого масштаба увеличения. В этом случае вполне достаточно найти три средних расстояния электролампы: для небольшого увеличения (2 —4-кратного), среднего увеличения (5—7-кратного) и большого (8—10-кратного). Эти расстояния полезно каким-либо способом отметить на гатоке, к которому привинчен патрон для электролампы.
Установку источника света лучше производить в следующей последовательности. Сначала по формуле 52 определяют расстояние, на котором должен находиться негатив от экрана при данном линейном увеличении. Затем по формулам 45 и 50 вычисляют расстояние от источника света до конденсора.
Насколько оно правильно определено, судят по равномерности яркости экрана. Для этого вставляют в фотоувеличитель малоплотный резкий негатив или определитель резкости и фокусируют негативное изображение на лист белой бумаги, положенный на экран. Когда изображение станет резким, негатив вынимают из рамки-держателя, а ее вновь вставляют в проектор и визуально оценивают, насколько равномерна на экране яркость прямоугольника, ограниченного рамкой-держателем негатива.
При правильном положении источника света яркость прямоугольника будет равномерной (рис. 78,а). Если электролампа установлена к конденсору ближе, чем требуется, то на экране образуется синевато-фиолетовая тень в виде кольца со светлым центром или пятна в центре, как это схематически показано на рис. 78, б, в. Если электролампа удалена от конденсора на расстояние большее, чем необходимо, то на краях освещенного прямоугольника получится красноватая тень со светлым центром (рис. 78, г).
На равномерность освещенности экрана влияет точность совмещения оси электролампы с осью оптической системы фотоувеличителя. Если они не совмещены, то около одной из сторон освещенного прямоугольника об-
После подготовки негатива к печати, руководствуясь указаниями, данными в главе 5 и табл. 15, выбирают фотобумагу необходимого сорта и номера контрастности, на которой будет производиться контрольная проба. Соответственно чему зажигают в фотолаборатории неактиннч-ное освещение: желто-зеленое (светофильтр Л» 113) — для всех сортов фотобумаг, или оранжевое — для бромосеребряной фотобумаги, ярко-оранжевое — для хлоробромосере-бряной и желтое — для хлоросеребряной.
Затем устанавливают источник света в проекторе фотоувеличителя в положение, дающее максимальную и равномерную освещенность экрана. О чем судят по равномерности яркости экрана, так как наше зрение очень точно устанавливает наличие даже небольшого различия яркостей соседних участков освещенной плоскости.
Когда фотоувеличитель подготовлен к печати, в рамку-держатель вставляют негатив, затем его фокусируют на резкость и экспонируют пробу для определения выдержки и проверки правильности подбора фотобумаги к негативу.
Регулирование положения источника спета. Положение источника света в осветительном устройстве регулируют только в фотоувеличителях с конденсором, так как равномерность освещенности их экрана зависит от расстояния электролампы от конденсора, которое бывает различным в зависимости от величины линейного увеличения. Кроме того, на равномерность освещенности экрана влияет еще точность положения электролампы на оптической оси фотоувеличителя.
В фотоувеличителях с рассеянным светом эта операция не нужна, так как в них электролампы закреплены неподвижио в положении, обеспечивающем равномерную освещенность экрана при любом масштабе увеличения.
Если в фотоувеличителе установлена электролампа с прозрачной колбой, а конденсор используется без матового или молочного стекла, то положение источника света регулируют для каждого масштаба увеличения. Если же у электролампы колба из матированного или молочного стекла или на конденсор положен рассеиватель света из такого же стекла, то нет необходимости изменять ее положение для каждого масштаба увеличения. В этом случае вполне достаточно найти три средних расстояния электролампы: для небольшого увеличения (2 —4-кратного), среднего увеличения (5—7-кратного) и большого (8 —10-кратного). Эти расстояния полезно каким-либо сиосооом отметить на штоке, к которому привинчен патрон для электролампы.
Установку источника света лучше производить в следующей последовательности. Сначала по формуле 52 определяют расстояние, на котором должен находиться негатив от экрана при данном линейном увеличении. Затем по формулам 45 и 50 вычисляют расстояние от источника света до конденсора.
Насколько оно правильно определено, судят по равномерности яркости экрана. Для этого вставляют в фотоувеличитель малоплотный резкий негатив или определитель резкости и фокусируют негативное изображение на лист белой бумаги, положенный на экран. Когда изображение станет резким, негатив вынимают из рамки-держателя, а ее вновь вставляют в проектор и визуально оценивают, насколько равномерна на экране яркость прямоугольника, ограниченного рамкой-держателем негатива.
При правильном положении источника света яркость прямоугольника будет равномерной (рис. 78,а). Кслп электролампа установлена к конденсору ближе, чем требуется, то на экране образуется синевато-фиолетовая тень в виде кольца со светлым центром или пятна в центре, как это схематически показано на рис. 78, б, в. Если электролампа удалена от конденсора на расстояние большее, чем необходимо, то на краях освещенного прямоугольника получится красноватая тень со светлым центром (рис. 78, г).
На равномерность освещенности экрана влияет точность совмещения оси электролампы с осью оптической системы фотоувеличителя. Если они не совмещены, то около одной из сторон освещенного прямоугольника образуется дугообразное или серповидное пятно (рис. 78, д, е, ж, а). Чтобы его устранить, шток, на котором укреплена электролампа, наклоняют в сторону пятна до тех noj), пока оно не исчезнет.
Фотолюбители, не желающие заниматься вычислениями, могут находить правильное положение источника света, передвигая его в проекторе до тех нор, пока яркость экрана фотоувеличителя не станет равномерной. Однако надо заметить, что в этом случае равномерной яркости экрана часто достигают за счет уменьшения его освещенности, вследствие чего без нужды увеличивается при печати выдержка.
Иногда при любом положении электролампы не удается получить на экране освещение без пятен и полос. Причиной тому является: а) грязь на линзах конденсора и на баллоне электролампы, б) надписи на электролампе, в) свили в стекле, из которого изготовлены баллон электролампы и линзы конденсора, г) сколы на краях линз и потертость их на поверхности и д) перекос конденсора в проекторе.
Но всех случаях, кроме первого и последнего, электролампу и конденсор заменяют новыми. Грязь на линзах конденсора удаляют протиркой, а их перекос устраняют, нодкладывая иод линзы узкие прокладки из тонкой жести.
Вставка негатива и рамку-держатель. Негатив обычно вставляют в рамку-держатель эмульсионным слоем к экрану, так как в этом случае изображение на позитиве будет соответствовать положению объекта в момент съемки. Затем, чтобы удобнее фокусировать негатив на резкость, его укладывают в рамку «вверх ногами», что дает прямую проекцию негативного изображения па экране.
Эта на первый взгляд малозначащая операция может явиться причиной образования на увеличенном позитиве ряда дефектов.
Чтобы их избежать, необходимо:
Во-первых, содержать рамку-держатель в чистоте: пыль, волоски и другие включения, осевшие па прижимные стекла рамки, выходят на позитиве в увеличенном виде.
Во-вторых, негатив в рамке-держателе должен быть плоским. Если он недостаточно прижат к стеклам, то пленка может слегка покоробиться, отчего изображение на увеличенном фотоотпечатке наряду с резкими участками будет иметь нерезкие места,
В-третьих, избегать чрезмерно плотного прижима негатива к стеклам рамки-держателя, так как это часто приводит к образованию колец Ньютона.
Сущность этого явления в следующем. При быстрой сушке обработанной фотопленки из-за натяжений, вызываемых высыхающей желатиной эмульсионного слоя, на ее основе образуются мельчайшие неровности различной конфигурации. Когда негатив с такой подложкой сильно прижат к полированной стеклянной пластинке, между ней и основой образуются очень небольшие полости, заполненные воздухом. При прохождении через них света происходит его интерференция, в результате чего образуется ряд концентрически расположенных цветных колец, так называемых колец Ньютона, которые объективом фотоувеличителя в увеличенном виде проецируются на фотобумагу. В результате на основное изображение накладывается ряд светлых и темных колец и пятен, имеющих самую разнообразную конфигурацию. Пыль на основе пленки также может быть причиной образования колец Ньютона.
Когда кольца Ньютона на проецируемом изображении выражены очень слабо, их можно устранить, подышав некоторое время на эмульсионный слой негатива перед его укладыванием в рамку для увеличения.
Если этот прием не дает результата, то пользуются одним из следующих способов.
1. Ослабляют ирилчим пленочного негатива к стеклу рамки-держателя негатива.
2. Укладывают между стеклом рамки-держателя и негативом со стороны его подложки и эмульсионного слоя узкие рамки из тонкой бумаги.
Вообще, чтобы исключить появление колец Ньютона, надо пленку свертывать в рулончик эмульсионным слоем наружу, оставляя между ее витками небольшой зазор. Лучше же пленочные негативы хранить в бумажных конвертах, предварительно разрезав ленту на куски по 2—4 кадра.
Фокусирование негативного изображения. Когда для данного линейного увеличения на экране получена равномерная освещенность, в рамку-держатель укладывают негатив и приступают к фокусированию негативного изображения на резкость. Для этого медленно приближают к негативу или удаляют от него объектив увеличителя, все время наблюдая за изменением резкости изображения, рассматривая его с расстояния наилучшего зрения (25 см).
Точность фокусирования зависит от остроты зрения фотографа, резкости негатива и разрешающей силы объектива фотоувеличителя.
Острота зрения, или разрешающая сила глаза, выражает его способность раздельно воспринимать близко расположенные друг от друга мелкие детали. Остроту зрения выражают в угловых единицах. Под углом разрешения понимается наименьший угловой размер детали, при котором она еще различима. У нормального глаза острота зрения составляет приблизительно одну угловую минуту. С расстояния наилучшего зрения под таким углом наблюдается кружок, а у фотографического изображения — диск нерезкости диаметром около 0,1 мм. Диск такого размера наш глаз воспринимает как точку.
Точность фокусирования негативного изображения на резкость зависит не только от остроты зрения фотографа, но и от факторов: формы наблюдаемой детали изображения, величины контраста между ней и фоном, уровня освещенности негативного изображения на экране фотоувеличителя и времени его наблюдения. Поэтому устанавливать на резкость надо по детали негативного изображения, имеющей ясно выраженную форму, например по зрачку глаза, переплету окна и т. д., и достаточный контраст с соседней деталью — чем он будет больше, тем точнее можно фокусировать. Уровень освещенности экрана, а следовательно, и яркость негативного изображения должны быть достаточно велики, так как при низкой его яркости острота зрения быстро падает, например при яркости:
0,1 асб угол разрешения равен 3′,
0,5 » » » » 2′,
1 » » » » 1,5′,
5 » » » » 1,2,
10 » » » » 0,9′,
100 » » » » 0,8′.
Из этих данных видно, что прозрачный негатив можно фокусировать на резкость точнее, чем плотный негатив, так как первый дает на экране более яркое изображение, чем второй.
К фокусированию на резкость надо приступать через несколько минут после установки рамки-держателя с негативом в фотоувеличитель. За это время глаза успеют адаптироваться на уровень яркости проецируемого негативного изображения, что обеспечит большую точность фокусирования.
Резкость негативного изображения влияет па точность фокусирования: чем выше резкость негатива, тем легче получить достаточно резкое проецируемое изображение. Как известно, у малоформатного негатива диаметр дисков нерезкости, вызывающих размытость контуров изображения, не должен превышать 0,03 мм, а у негативов форматом 0x6 и 0x9 см — 0,05 мм.
При проекционной печати диски нерезкости возрастают пропорционально масштабу увеличения. До некоторого предела их увеличение не сказывается на резкость проецируемого негативного изображения и, следовательно, на резкость позитива. Практика показывает, что диаметр диска нерезкости может быть повышен до 0,15 мм без существенного изменения визуальной резкости позитивного изображения. Если он равен 0,2 мм, то изображение с расстояния наилучшего зрения воспринимается как слегка нерезкое, а при диске нерезкости в 0,3 мм — очень нерезким.
Величину в 0,15 мм диски нерезкости у малоформатного негатива приобретают при 5-кратном увеличении, а у негативов Ох6 и0x9см — при 3-кратном.
Поэтому с достаточной точностью можно визуально проверить фокусировку на резкость, когда малоформатный резкий негатив увеличивают до 5-кратного размера, а негативы 6×6 и 6×9 см — до 3-кратного размера. В первом случае формат увеличенного фотоотпечатка будет около 13×18 см, а во втором — 18×24 см. Их обычно рассматривают с расстояния наилучшего зрения, поэтому и фокусирование надо производить с этого же расстояния.
При визуальном наблюдении за резкостью негативного изображения луч зрения направляют на экран фотоувеличителя под острым углом, что затрудняет контроль фокусировки. Значительно удобнее наводить на резкость с помощью прибора ПР-1, выпускаемого промышленностью. Схема самодельного прибора дана на рис. 79. Он состоит из оспоппипя 7. к которому под углом 120° укреплены зеркало 2 с наружной амальгамой и планка 3. На планке под прямым углом неподвижно установлено матовое мелкозернистое стекло 4. Оно находится на расстоянии Л отточки пересечения зеркала с оптической осью объектива 5. На таком же расстоянии (.4) должна находиться плоскость экрана фотоувеличителя 6. В этом случае лучи света, выходящие из объектива, отразившись от зеркала, дадут на матовом стекле прибора изображение, резкость которого будет равна его резкости на экране фотоувеличителя.
При фокусировании прибор устанавливают на экране фотоувеличителя в центре проецируемого изображения, которое рассматривают на матовом стекле с расстояния наилучшего зрения почти под прямым углом, что значительно облегчает фокусирование и повышает точность наводки на резкость.
При увеличении в масштабе более крупном, чем указано выше, визуальный контроль за степенью резкости уже не может обеспечить достаточную точность фокусирования. В этом случае наводку на резкость производят с помощью контрольной диафрагмы.
Такая диафрагма представляет собой кольцо из картона с узкой перемычкой из черной неактиничной бумаги, делящей диафрагму на две половины (рис. 80). Контрольную диафрагму надевают на объектив фотоувеличителя так, чтобы перемычка диафрагмы была параллельна какой-либо горизонтальной линии на негативе.
Так как такая линия не всегда имеется на негативе, то наводку на резкость лучше производить с помощью определителя резкости, который устанавливают в рамку вместо негатива. В этом случае при неточной наводке на резкость все линии определителя резкости, параллельные перемычке контрольной диафрагмы, будут двоиться. При положении изображения в фокусе раздвоения линий не происходит. Этим способом можно получить максимально возможную при большом увеличении резкость изображения.
После того как получено резкое изображение, определитель резкости заменяют негативом, подлежащим увеличению, и печатают.
Определителем резкости пользуются также, когда большая оптическая плотность увеличиваемого негатива затрудняет наводку на резкость.
Для наводки на резкость очень удобно пользоваться засвеченной и проявленной фотопленкой, на сухом эмульсионном слое которой аккуратно прорезают скальпелем несколько линий разной ширины. Их изображение отчетливо видно на экране, и наводка на резкость не вызывает затруднений.
Когда с одного негатива печатают серию снимков, пленка от нагрева источником света может слегка деформироваться, отчего резкость негативного изображения на экране несколько ухудшается. Поэтому после каждого экспонирования надо проверять, не изменилась ли резкость изображения на экране.
Не рекомендуется улучшать резкость изображения, проецируемого конденеорным фотоувеличителем, диафрагмируя его объектив, так как одновременно с диафрагмированием усилится макрозернистость позитивного изображения и на нем более отчетливо выявятся все дефекты негатива.
Экспонирование при увеличении. 15 главе 5 было рассмотрено влияние различных факторов на выдержку и влияние ее величины на вид позитивного изображения. В дополнение к ним надо учитывать еще масштаб увеличения: выдержка тем продолжительнее, чем крупнее масштаб увеличения, и тем короче, чем он меньше.
Выдержку отсчитывают с помощью реле времени, секундомера или счетом.
Наиболее удобно реле времени или фототаймер — прибор, включающий в фотоувеличитель белый свет на время, установленное на его шкале. В продаже имеется несколько типов таких приборов с интервалом выдержек от 0,2 до 64 сек. Реле времени очень удобно для печати серии позитивов, так как прибор обеспечивает стандартность выдержки и, следовательно, однородность изображения на всех фотоотпечатках.
Отсчет времени секундомером также достаточно точен, но требует внимания.
Определение выдержки счетом менее точное. Оно заключается в ритмичном счете цифр от 21 и далее или прибавлением к цифрам первого десятка буквы «и», например: раз и, два и, три и… и т. д.
Точность отсчета выдержки всеми способами зависит от ее продолжительности, например при выдержке в 1 сек неточность отсчета в 0,25 сек даст ошибку в 25%, а при выдержке в 10 сек — только 2,5%. Первая ошибка вызовет недодержку или передержку фотобумаги, вторая не окажет никакого влияния на качество изображения. Следовательно, лучше экспонировать с относительно длительной выдержкой, чем с короткой. Поэтому если печатают очень прозрачный негатив, то для увеличения выдержки ослабляют световой поток одним из приемов, описанных в главе 5.
Рассматривая пробный фотоотпечаток, необходимо учитывать, что позитивное изображение при неактиничном освещении выглядит более плотным, чем при дневном или электрическом освещении. Поэтому, не имея достаточного опыта, качество пробного фотоотпечатка лучше определять при белом освещении.
Пробное экспонирование делают тремя способами.
Первый способ — определение выдержки последовательными пробами на разных полосках фотобумаги. Для этого берут узкую полоску фотобумаги в 2—4 см и укладывают ее на сюжетно важную часть негативного изображения, проецируемого через неактиничный светофильтр на экран фотоувеличителя. Затем защитный светофильтр осторожно отводят в сторону и экспонируют, включая электролампу тумблером или фототаймером. Экспонировать, перекрывая защитным светофильтром световой поток, попадающий на фотобумагу, не рекомендуется, так как это может вызвать легкую вибрацию проекционного фонаря, вследствие чего изображение получится со сдвоенными контурами.
Экспонированную полоску фотобумаги проявляют в течение времени, указанного в рецепте, и после короткого закрепления в кислом фиксаже выносят на свет для определения качества изображения.
Выдержка считается правильной, если на позитивном изображении воспроизведено максимальное число деталей негатива в его светах и тенях. Если они в светах на пробе не проработаны, то выдержка была недостаточной; когда же пробный фотоотпечаток получился очень темным, то экспонирование было слишком продолжительным. В этом случае делают новую пробу, уменьшая или увеличивая выдержку в 1,5—2 раза в соответствии с тем, что дала предшествующая проба — передержку или недодержку.
Когда ряд проб с различными выдержками дает вялое или контрастное изображение, это означает, что фотобумага по контрастности не подходит к интервалу плотностей негатива. В этом случае меняют номер, а иногда и сорт фотобумаги, руководствуясь указаниями, данными в § 34, и вновь производят пробную печать.
О правильности выдержки можно судить по скорости проявления позитивного изображения и по характеру возрастания его оптических плотностей.
Если выдержка правильная, то формирование изображения на бромосеребряных фотобумагах в проявителе Л» 1 заканчивается за 1,5—2 мин, а хлоробромосеребря-ных — за 1 —1,5 мин. При дальнейшем проявлении в течение двух минут света изображения должны оставаться чистыми, без вуали.
При недоэкспонировании изображение на фотобумаге начинает появляться через несколько минут после ее погружения в проявитель, причем проявляются лишь тени изображения, которым соответствуют наиболее прозрачные участки негатива. Плотность изображения увеличивается медленно, и его тени даже при длительном проявлении не достигают максимального почернения и остаются серыми.
В случае переэкспонирования процесс проявления начинается через несколько секунд после погружения пробы в проявитель. Изображение в светах и тенях получается очень плотным, сплошь покрытым вуалью.
Второй способ — определение выдержки последовательным экспонированием на одном куске фотобумаги. Для этого полоску фотобумаги шириной 2—4 см кладут на сюжетно важную часть негативного изображения, проецируемого на экран фотоувеличителя. Затем ее закрывают куском картона, оставляя открытой V4 часть, и экспонируют, в зависимости от плотности негатива, 2, 3 или 4 сек. Потом передвигают картон еще на 1/4
часть длины полоски фотобумаги и вновь экспонируют то же время. Повторяют эту операцию в третий и в четвертый раз. В результате первое поле полоски фотобумаги получит выдержку 8 сек, второе — 6 сек, третье — 4 сек, а четвертое — 2 сек, если первое экспонирование продолжалось 2 сек.
После обработки изображение на полоске фотобумаги состоит из четырех полос с разной оптической плотностью почернений (рис. 81). Выбирают наилучшее изображение и по уже известной для него выдержке печатают нужное количество увеличений.
Может случиться, что все четыре изображения будут передержанными или недодержанными,— тогда производят новую пробу, экспонируя с другим отношением выдержек. Если контрольное изображение получается контрастным или вялым, то для новой пробы берут другую фотобумагу, с большим или меньшим полезным интервалом экспозиций.
Третий способ — определение выдержки с помощью фотоэлектрического экспонометра. Для этого на фотопленке выбирают негатив, средний по плотности по сравнению с плотностью остальных кадров. Кто принимают за эталон.
Этот негатив вставляют в фотоувеличитель, к объективу которого предварительно подвешивают на расстоянии 5 см фотоэлектрический экспонометр, обращенный фотоэлементом в сторону объектива. Затем включают свет и диафрагмируют объектив так, чтобы стрелка экспонометра заняла среднее положение на его шкале. После чего экспонометр снимают’ и пробами устанавливают необходимую выдержку, предположим равную 10 сек.
Приступая к печати следующего негатива, например более плотного, чем эталонный, снова устанавливают экспонометр перед объективом и увеличиваю? диафрагмой его относительное отверстие до тех пор, пока стрелка экспонометра не займет на шкале среднее положение.В этом случае негатив надо экспонировать 10сек.
При печати негатива более прозрачного, чем эталон, объектив фотоувеличителя диафрагмируют до тех пор, пока стрелка экспонометра не займет среднее положение. И в этом случае выдержка будет равна 10 сек. Приспособления для пробного экспонирования. Очень удобно при печати пробных снимков пользоваться одним из следующих простых приспособлений.
Первое приспособление представляет собой панку с прямоугольным отверстием в одной из сторон (рис. 82, а). Ее изготовляют из двух узких листов тонкого картона, например типа прессшпана, которые склеивают по длинной стороне полоской материн.
Для получения пробного фотоотпечатка полоску фотобумаги (примерно 170×40 мм) вкладывают в папку эмульсионным слоем вверх так, чтобы один из ее концов находился против выреза. Затем папку закрывают, кладут на экран фотоувеличителя в том месте, на которое проецируется сюжетно важная часть негатива, и экспонируют. Границу первого экспонированного участка отмечают обыкновенным карандашом. Далее фотобумагу передвигают влево до касания карандашной линии левой стороны отверстия и вновь экспонируют.
Эту операцию повторяют три раза, увеличивая выдержку в геометрической или в арифметической прогрессии.
Приспособление указанного размера пригодно для увеличений до 18×24 см. Когда их делают в более крупном масштабе, то необходимо пользоваться папкой с отверстием большего размера, чтобы захватить сюжетно важную часть проецируемого негативного изображения.
Второе приспособление представляет собой маску из прессшпана темного цвета или из черной неактинич-ной бумаги, в которой вырезано квадратное отверстие (рис. 82, б).
Маска с указанными на чертеже размерами пригодна для увеличений 13×18 см; для увеличений 18×24 и 24×30 см вырез в ней должен соответственно равняться 50 x 50 и 70×70 мм. Разумеется, соответственно увеличивают и размеры маски.
Чтобы определить выдержку, например для увеличения 13×18 см, вырезают из форматной фотобумаги квадрат со сторонами примерно в 100 мм и подкладывают его под рамку так, чтобы их центры совпали. Затем фотобумагу со стороны подложки скрепляют канцелярской кнопкой с центром рамки, создавая тем ось вращения. После чего рамку с фотобумагой кладут на участок сюжетно важной части изображения и прижимают ее каким-либо грузом к экрану фотоувеличителя. Разумеется, все эти операции производят при неактиничном освещении. Далее экспонируют, после чего фотобумагу поворачивают на 90°, подводя к вырезу в маске новый ее участок, и вновь экспонируют, увеличивая выдержку в геометрической прогрессии. Эту операцию повторяют еще два раза, в результате чего фотобумага получит четыре разные выдержки. Ее обрабатывают обычным способом и выбирают по полученной шкале требуемую выдержку. Если все четыре изображения будут неудовлетворительными, то производят вторичную пробу, с другим соотношением выдержек или на другом номере фотобумаги.
На качество позитивного изображения также влияет паразитное освещение фотобумаги, возникающее при экспонировании из-за рассеяния луча света при проекции. Эти рассеянные лучи света накладываются на оптическое изображение, проецируемое объективом, и дополнительно засвечивают фотобумагу, отчего снижается контраст позитивного изображения. Паразитное освещение фотобумаги особенно действенно при длительном экспонировании. Оно образуется, когда:
а) светлоокрашенный экран фотоувеличителя не полностью закрыт листом экспонируемой фотобумаги,
б) проекционный фонарь фотоувеличителя имеет щели или отверстия, пропускающие свет,
в) в непосредственной близости от фотоувеличителя расположены светлые предметы или он стоит около белой стены.
Затем экспонируемая фотобумага сама является причиной образования паразитного освещения в большей или меньшей степени, в зависимости от яркости проецируемого негативного изображения.
Лучи света, падающие из объектива проектора на экран и фотобумагу, отражаются ими в разные стороны и, встречая на своем пути никелированную штангу фотоувеличителя, оправу и переднюю линзу объектива, светлый корпус фонаря проектора или белую стену и т. д., претерпевают новое отражение, причем часть этих лучей падает уже на фотобумагу. Аналогично действуют лучи света, выходящие из щелей и отверстий в проекторе. Паразитная засветка особенно увеличивается, когда печатают негатив, только частично заполняющий кадровое окно рамки-держателя негатива. В этом случае надо обязательно укладывать в рамку-держатель маску из неактиничной бумаги для устранения просвета между негативом и ее сторонами.
В редное влияние паразитных лучей на качество изображения можно уменьшить. Для этого:
1. Окрашивают экран фотоувеличителя черной матовой краской или укладывают на него перед экспонированием маску из неактиничной бумаги.
2. Заделывают в проекторе фотоувеличителя щели и отверстия, пропускающие свет.
3. Экранируют никелированную штангу фотоувеличителя, особенно наклоненную к экрану под углом, чехлом из черной материи.
4. При работе около белой стены закрывают ее занавеской из черной материи.