Техника проекционной печати

Перед печатью в первую очередь надо убедиться в том, что эмульсионный слой негатива совершенно сухой. Если он даже слегка влажный, то печатать нельзя, так как в этом случае эмульсионный слой негатива прилипнет к стеклу рамки-держателя и может быть испорчен при от­делении от стекла.

Затем определяют, к какой градационной категории относится негатив, пользуясь указаниями, данными в § 14, и решают, можно ли негатив печатать сразу, или он непригоден для этой цели, или его требуется предвари­тельно подвергнуть какой-либо обработке.

Если негатив годен для печати, то с его целлулоидной стороны удаляют влажным тампоном пятна или подтеки. При этом надо следить, чтобы на эмульсионный слой нега­тива не попала вода или раствор для чистки, так как желатина очень гигроскопична. Эмульсионный же слой негатива, даже при небольшом увлажнении, стано­вится липким и может приклеиться к стеклу рамки-держа­теля.

После подготовки негатива к печати, руководствуясь указаниями, данными в главе 5 и табл. 15, выбирают фо­тобумагу необходимого сорта и номера контрастности, на которой будет производиться контрольная проба. Соот­ветственно чему зажигают в фотолаборатории неактиннч-ное освещение: желто-зеленое (светофильтр Л» 113) — для всех сортов фотобумаг, или оранжевое — для бромосере­бряной фотобумаги, ярко-оранжевое — для хлоробромосере-бряной и желтое — для хлоросеребряной.

Затем устанавливают источник света в проекторе фо­тоувеличителя в положение, дающее максимальную и равномерную освещенность экрана. О чем судят по рав­номерности яркости экрана, так как наше зрение очень точно устанавливает наличие даже небольшого различия яркостей соседних участков освещенной плоскости.

Когда фотоувеличитель подготовлен к печати, в рамку-держатель вставляют негатив, затем его фокусируют на резкость и экспонируют пробу для определения выдержки и проверки правильности подбора фотобумаги к негативу.

Регулирование положения источника спета. Положение источника света в осветительном устройстве регулируют только в фотоувеличителях с конденсором, так как равно­мерность освещенности их экрана зависит от расстояния электролампы от конденсора, которое бывает различным в зависимости от величины линейного увеличения. Кроме того, на равномерность освещенности экрана влияет еще точность положения электролампы на оптической оси фо­тоувеличителя.

В фотоувеличителях с рассеянным светом эта операция не нужна, так как в них электролампы закреплены не­подвижно в положении, обеспечивающем равномерную освещенность экрана при любом масштабе увеличе­ния.

Если в фотоувеличителе установлена электролампа с прозрачной колбой, а конденсор используется без матового или молочного стекла, то положение источника света ре­гулируют для каждого масштаба увеличения. Если же у электролампы колба из матированного или молочного стекла или на конденсор положен рассеизатель света из такого же стекла, то нет необходимости изменять ее по­ложение для каждого масштаба увеличения. В этом слу­чае вполне достаточно найти три средних расстояния электролампы: для небольшого увеличения (2 —4-крат­ного), среднего увеличения (5—7-кратного) и большого (8—10-кратного). Эти расстояния полезно каким-либо спо­собом отметить на гатоке, к которому привинчен патрон для электролампы.

Установку источника света лучше производить в сле­дующей последовательности. Сначала по формуле 52 определяют расстояние, на котором должен находиться негатив от экрана при данном линейном увеличении. Затем по формулам 45 и 50 вычисляют расстояние от ис­точника света до конденсора.

Насколько оно правильно определено, судят по равно­мерности яркости экрана. Для этого вставляют в фотоуве­личитель малоплотный резкий негатив или определитель резкости и фокусируют негативное изображение на лист белой бумаги, положенный на экран. Когда изображение станет резким, негатив вынимают из рамки-держателя, а ее вновь вставляют в проектор и визуально оценивают, насколько равномерна на экране яркость прямоугольника, ограниченного рамкой-держателем негатива.

При правильном положении источника света яркость прямоугольника будет равномерной (рис. 78,а). Если электролампа установлена к конденсору ближе, чем тре­буется, то на экране образуется синевато-фиолетовая тень в виде кольца со светлым центром или пятна в центре, как это схематически показано на рис. 78, б, в. Если элек­тролампа удалена от конденсора на расстояние большее, чем необходимо, то на краях освещенного прямоуголь­ника получится красноватая тень со светлым центром (рис. 78, г).

На равномерность освещенности экрана влияет точ­ность совмещения оси электролампы с осью оптической системы фотоувеличителя. Если они не совмещены, то около одной из сторон освещенного прямоугольника об-

После подготовки негатива к печати, руководствуясь указаниями, данными в главе 5 и табл. 15, выбирают фо­тобумагу необходимого сорта и номера контрастности, на которой будет производиться контрольная проба. Соот­ветственно чему зажигают в фотолаборатории неактиннч-ное освещение: желто-зеленое (светофильтр Л» 113) — для всех сортов фотобумаг, или оранжевое — для бромосере­бряной фотобумаги, ярко-оранжевое — для хлоробромосере-бряной и желтое — для хлоросеребряной.

Затем устанавливают источник света в проекторе фо­тоувеличителя в положение, дающее максимальную и равномерную освещенность экрана. О чем судят по рав­номерности яркости экрана, так как наше зрение очень точно устанавливает наличие даже небольшого различия яркостей соседних участков освещенной плоскости.

Когда фотоувеличитель подготовлен к печати, в рамку-держатель вставляют негатив, затем его фокусируют на резкость и экспонируют пробу для определения выдержки и проверки правильности подбора фотобумаги к негативу.

Регулирование положения источника спета. Положение источника света в осветительном устройстве регулируют только в фотоувеличителях с конденсором, так как равно­мерность освещенности их экрана зависит от расстояния электролампы от конденсора, которое бывает различным в зависимости от величины линейного увеличения. Кроме того, на равномерность освещенности экрана влияет еще точность положения электролампы на оптической оси фо­тоувеличителя.

В фотоувеличителях с рассеянным светом эта операция не нужна, так как в них электролампы закреплены неподвижио в положении, обеспечивающем равномерную освещенность экрана при любом масштабе увеличе­ния.

Если в фотоувеличителе установлена электролампа с прозрачной колбой, а конденсор используется без матового или молочного стекла, то положение источника света ре­гулируют для каждого масштаба увеличения. Если же у электролампы колба из матированного или молочного стекла или на конденсор положен рассеиватель света из такого же стекла, то нет необходимости изменять ее по­ложение для каждого масштаба увеличения. В этом слу­чае вполне достаточно найти три средних расстояния электролампы: для небольшого увеличения (2 —4-крат­ного), среднего увеличения (5—7-кратного) и большого (8 —10-кратного). Эти расстояния полезно каким-либо сио­сооом отметить на штоке, к которому привинчен патрон для электролампы.

Установку источника света лучше производить в сле­дующей последовательности. Сначала по формуле 52 определяют расстояние, на котором должен находиться негатив от экрана при данном линейном увеличении. Затем по формулам 45 и 50 вычисляют расстояние от ис­точника света до конденсора.

Насколько оно правильно определено, судят по равно­мерности яркости экрана. Для этого вставляют в фотоуве­личитель малоплотный резкий негатив или определитель резкости и фокусируют негативное изображение на лист белой бумаги, положенный на экран. Когда изображение станет резким, негатив вынимают из рамки-держателя, а ее вновь вставляют в проектор и визуально оценивают, насколько равномерна на экране яркость прямоугольника, ограниченного рамкой-держателем негатива.

При правильном положении источника света яркость прямоугольника будет равномерной (рис. 78,а). Кслп электролампа установлена к конденсору ближе, чем тре­буется, то на экране образуется синевато-фиолетовая тень в виде кольца со светлым центром или пятна в центре, как это схематически показано на рис. 78, б, в. Если элек­тролампа удалена от конденсора на расстояние большее, чем необходимо, то на краях освещенного прямоуголь­ника получится красноватая тень со светлым центром (рис. 78, г).

На равномерность освещенности экрана влияет точ­ность совмещения оси электролампы с осью оптической системы фотоувеличителя. Если они не совмещены, то около одной из сторон освещенного прямоугольника об­разуется дугообразное или серповидное пятно (рис. 78, д, е, ж, а). Чтобы его устранить, шток, на котором укреп­лена электролампа, наклоняют в сторону пятна до тех noj), пока оно не исчезнет.

Фотолюбители, не желающие заниматься вычисления­ми, могут находить правильное положение источника све­та, передвигая его в проекторе до тех нор, пока яркость экрана фотоувеличителя не станет равномерной. Однако надо заметить, что в этом случае равномерной яркости эк­рана часто достигают за счет уменьшения его освещенности, вследствие чего без нужды увеличивается при печати вы­держка.

Иногда при любом положении электролампы не удается получить на экране освещение без пятен и полос. Причи­ной тому является: а) грязь на линзах конденсора и на баллоне электролампы, б) надписи на электролампе, в) свили в стекле, из которого изготовлены баллон элек­тролампы и линзы конденсора, г) сколы на краях линз и потертость их на поверхности и д) перекос конденсора в проекторе.

Но всех случаях, кроме первого и последнего, элект­ролампу и конденсор заменяют новыми. Грязь на лин­зах конденсора удаляют протиркой, а их перекос устра­няют, нодкладывая иод линзы узкие прокладки из тонкой жести.

Вставка негатива и рамку-держатель. Негатив обычно вставляют в рамку-держатель эмульсионным слоем к эк­рану, так как в этом случае изображение на позитиве бу­дет соответствовать положению объекта в момент съемки. Затем, чтобы удобнее фокусировать негатив на резкость, его укладывают в рамку «вверх ногами», что дает пря­мую проекцию негативного изображения па экране.

Эта на первый взгляд малозначащая операция может явиться причиной образования на увеличенном позитиве ряда дефектов.

Чтобы их избежать, необходимо:

Во-первых, содержать рамку-держатель в чистоте: пыль, волоски и другие включения, осевшие па прижим­ные стекла рамки, выходят на позитиве в увеличенном виде.

Во-вторых, негатив в рамке-держателе должен быть плоским. Если он недостаточно прижат к стеклам, то пленка может слегка покоробиться, отчего изображение на увеличенном фотоотпечатке наряду с резкими участ­ками будет иметь нерезкие места,

В-третьих, избегать чрезмерно плотного прижима не­гатива к стеклам рамки-держателя, так как это часто при­водит к образованию колец Ньютона.

Сущность этого явления в следующем. При быстрой сушке обработанной фотопленки из-за натяжений, вы­зываемых высыхающей желатиной эмульсионного слоя, на ее основе образуются мельчайшие неровности различ­ной конфигурации. Когда негатив с такой подложкой силь­но прижат к полированной стеклянной пластинке, между ней и основой образуются очень небольшие полости, за­полненные воздухом. При прохождении через них света происходит его интерференция, в результате чего обра­зуется ряд концентрически расположенных цветных ко­лец, так называемых колец Ньютона, которые объекти­вом фотоувеличителя в увеличенном виде проецируются на фотобумагу. В результате на основное изображение на­кладывается ряд светлых и темных колец и пятен, имею­щих самую разнообразную конфигурацию. Пыль на ос­нове пленки также может быть причиной образования колец Ньютона.

Когда кольца Ньютона на проецируемом изображении выражены очень слабо, их можно устранить, подышав некоторое время на эмульсионный слой негатива перед его укладыванием в рамку для увеличения.

Если этот прием не дает результата, то пользуются од­ним из следующих способов.

1. Ослабляют ирилчим пленочного негатива к стеклу рамки-держателя негатива.

2. Укладывают между стеклом рамки-держателя и не­гативом со стороны его подложки и эмульсионного слоя узкие рамки из тонкой бумаги.

Вообще, чтобы исключить появление колец Ньютона, надо пленку свертывать в рулончик эмульсионным слоем наружу, оставляя между ее витками небольшой зазор. Лучше же пленочные негативы хранить в бумажных кон­вертах, предварительно разрезав ленту на куски по 2—4  кадра.

Фокусирование негативного изображения. Когда для данного линейного увеличения на экране получена рав­номерная освещенность, в рамку-держатель укладывают негатив и приступают к фокусированию негативного изоб­ражения на резкость. Для этого медленно приближают к не­гативу или удаляют от него объектив увеличителя, все время наблюдая за изменением резкости изображения, рассмат­ривая  его  с  расстояния  наилучшего  зрения  (25   см).

Точность фокусирования зависит от остроты зрения фотографа, резкости негатива и разрешающей силы объек­тива фотоувеличителя.

Острота зрения, или разрешающая сила глаза, выра­жает его способность раздельно воспринимать близко расположенные друг от друга мелкие детали. Остроту зрения выражают в угловых единицах. Под углом раз­решения понимается наименьший угловой размер детали, при котором она еще различима. У нормального глаза острота зрения составляет приблизительно одну угловую минуту. С расстояния наилучшего зрения под таким уг­лом наблюдается кружок, а у фотографического изобра­жения — диск нерезкости диаметром около 0,1 мм. Диск такого размера наш глаз воспринимает как точку.

Точность фокусирования негативного изображения на резкость зависит не только от остроты зрения фотографа, но и от факторов: формы наблюдаемой детали изображения, величины контраста между ней и фоном, уровня освещен­ности негативного изображения на экране фотоувеличителя и времени его наблюдения. Поэтому устанавливать на резкость надо по детали негативного изображения, имею­щей ясно выраженную форму, например по зрачку глаза, переплету окна и т. д., и достаточный контраст с сосед­ней деталью — чем он будет больше, тем точнее можно фокусировать. Уровень освещенности экрана, а следова­тельно, и яркость негативного изображения должны быть достаточно велики, так как при низкой его яркости острота зрения быстро падает, например при яркости:

0,1              асб угол разрешения          равен 3′,

0,5                 » »           »          »          2′,

1                     » »            »          »        1,5′,

5                     » »           »          »          1,2,

10                   » »           »          »          0,9′,

100                » »           »          »          0,8′.

Из этих данных видно, что прозрачный негатив можно фокусировать на резкость точнее, чем плотный негатив, так как первый дает на экране более яркое изображение, чем второй.

К фокусированию на резкость надо приступать через несколько минут после установки рамки-держателя с не­гативом в фотоувеличитель. За это время глаза успеют адап­тироваться на уровень яркости проецируемого негативного изображения, что обеспечит большую точность фокуси­рования.

Резкость негативного изображения влияет па точность фокусирования: чем выше резкость негатива, тем легче получить достаточно резкое проецируемое изображение. Как известно, у малоформатного негатива диаметр дисков нерезкости, вызывающих размытость контуров изображе­ния, не должен превышать 0,03 мм, а у негативов форма­том 0x6 и 0x9 см 0,05 мм.

При проекционной печати диски нерезкости возрастают пропорционально масштабу увеличения. До некоторого предела их увеличение не сказывается на резкость прое­цируемого негативного изображения и, следова­тельно, на резкость пози­тива. Практика показы­вает, что диаметр диска нерезкости может быть по­вышен до 0,15 мм без су­щественного изменения ви­зуальной резкости пози­тивного изображения. Если он равен 0,2 мм, то изоб­ражение с расстояния наи­лучшего зрения восприни­мается как слегка нерез­кое, а при диске нерезко­сти в 0,3 мм — очень нере­зким.

Величину   в   0,15 мм диски нерезкости у мало­форматного негатива приобретают   при 5-кратном уве­личении,  а у негативов Ох6 и0x9см — при 3-кратном.

Поэтому с достаточной точностью можно визуально проверить фокусировку на резкость, когда малоформат­ный резкий негатив увеличивают до 5-кратного размера, а негативы 6×6 и 6×9 см — до 3-кратного размера. В первом случае формат увеличенного фотоотпечатка бу­дет около 13×18 см, а во втором — 18×24 см. Их обычно рассматривают с расстояния наилучшего зрения, поэтому и фокусирование надо производить с этого же расстояния.

При визуальном наблюдении за резкостью негативного изображения луч зрения направляют на экран фотоуве­личителя под острым углом, что затрудняет контроль фо­кусировки. Значительно удобнее наводить на резкость с помощью прибора ПР-1, выпускаемого промышленно­стью. Схема самодельного прибора дана на рис. 79. Он состоит из оспоппипя 7. к которому под углом 120° ук­реплены зеркало 2 с наружной амальгамой и планка 3. На планке под прямым углом неподвижно установлено матовое мелкозернистое стекло 4. Оно находится на рас­стоянии Л отточки пересечения зеркала с оптической осью объектива 5. На таком же расстоянии (.4) должна нахо­диться плоскость экрана фотоувеличителя 6. В этом слу­чае лучи света, выходящие из объектива, отразившись от зеркала, дадут на матовом стекле прибора изображение, резкость которого будет равна его резкости на экране фо­тоувеличителя.

При фокусировании прибор устанавливают на экране фотоувеличителя в центре проецируемого изображения, которое рассматривают на матовом стекле с расстояния наилучшего зрения почти под прямым углом, что значительно облегчает фокусирование и повышает точность наводки на резкость.

При увеличении в масштабе более круп­ном, чем указано выше, визуальный конт­роль за степенью резкости уже не может обеспечить достаточную точность фокусиро­вания. В этом случае наводку на резкость производят с помощью контрольной диа­фрагмы.

Такая диафрагма представляет собой кольцо из картона с узкой перемычкой из черной неактиничной бумаги, деля­щей диафрагму на две половины (рис. 80). Контрольную диафрагму надевают на объектив фотоувеличителя так, чтобы перемычка диафрагмы была параллельна какой-либо горизонтальной линии на негативе.

Так как такая линия не всегда имеется на негативе, то наводку на резкость лучше производить с помощью опре­делителя резкости, который устанавливают в рамку вместо негатива. В этом случае при неточной наводке на резкость все линии определителя резкости, параллельные перемыч­ке контрольной диафрагмы, будут двоиться. При поло­жении изображения в фокусе раздвоения линий не происхо­дит. Этим способом можно получить максимально воз­можную при большом увеличении резкость изображе­ния.

После того как получено резкое изображение, опреде­литель резкости заменяют негативом, подлежащим уве­личению, и печатают.

Определителем резкости пользуются также, когда боль­шая оптическая плотность увеличиваемого негатива за­трудняет наводку на резкость.

Для наводки на резкость очень удобно пользоваться засвеченной и проявленной фотопленкой, на сухом эмуль­сионном слое которой аккуратно прорезают скальпелем несколько линий разной ширины. Их изображение отчет­ливо видно на экране, и наводка на резкость не вызывает затруднений.

Когда с одного негатива печатают серию снимков, пленка от нагрева источником света может слегка деформи­роваться, отчего резкость негативного изображения на экране несколько ухудшается. Поэтому после каждого экспонирования надо проверять, не изменилась ли рез­кость изображения на экране.

Не рекомендуется улучшать резкость изображения, проецируемого конденеорным фотоувеличителем, диафраг­мируя его объектив, так как одновременно с диафрагми­рованием усилится макрозернистость позитивного изоб­ражения и на нем более отчетливо выявятся все дефекты негатива.

Экспонирование при увеличении. 15 главе 5 было рас­смотрено влияние различных факторов на выдержку и вли­яние ее величины на вид позитивного изображения. В до­полнение к ним надо учитывать еще масштаб увеличения: выдержка тем продолжительнее, чем крупнее масштаб увеличения, и тем короче, чем он меньше.

Выдержку отсчитывают с помощью реле времени, се­кундомера или счетом.

Наиболее удобно реле времени или фототаймер — прибор, включающий в фотоувеличитель белый свет на время, установленное на его шкале. В продаже имеется несколько типов таких приборов с интервалом выдержек от 0,2 до 64 сек. Реле времени очень удобно для печати серии позитивов, так как прибор обеспечивает стандарт­ность выдержки и, следовательно, однородность изобра­жения на всех фотоотпечатках.

Отсчет времени секундомером также достаточно точен, но требует внимания.

Определение выдержки счетом менее точное. Оно за­ключается в ритмичном счете цифр от 21 и далее или при­бавлением к цифрам первого десятка буквы «и», например: раз и, два и, три и… и т. д.

Точность отсчета выдержки всеми способами зависит от ее продолжительности, например при выдержке в 1 сек неточность отсчета в 0,25 сек даст ошибку в 25%, а при выдержке в 10 сек — только 2,5%. Первая ошибка вы­зовет недодержку или передержку фотобумаги, вторая не окажет никакого влияния на качество изображения. Следовательно, лучше экспонировать с относительно дли­тельной выдержкой, чем с короткой. Поэтому если печатают очень прозрачный негатив, то для увеличения выдержки ослабляют световой поток одним из приемов, описанных в главе 5.

Рассматривая пробный фотоотпечаток, необходимо учи­тывать, что позитивное изображение при неактиничном освещении выглядит более плотным, чем при дневном или электрическом освещении. Поэтому, не имея достаточного опыта, качество пробного фотоотпечатка лучше определять при белом освещении.

Пробное экспонирование делают тремя способами.

Первый способ — определение выдержки последова­тельными пробами на разных полосках фотобумаги. Для этого берут узкую полоску фотобумаги в 2—4 см и укла­дывают ее на сюжетно важную часть негативного изоб­ражения, проецируемого через неактиничный светофильтр на экран фотоувеличителя. Затем защитный светофильтр осторожно отводят в сторону и экспонируют, включая электролампу тумблером или фототаймером. Экспони­ровать, перекрывая защитным светофильтром световой поток, попадающий на фотобумагу, не рекомендуется, так как это может вызвать легкую вибрацию проекционного фонаря, вследствие чего изображение получится со сдво­енными контурами.

Экспонированную полоску фотобумаги проявляют в те­чение времени, указанного в рецепте, и после короткого закрепления в кислом фиксаже выносят на свет для опре­деления качества изображения.

Выдержка считается правильной, если на позитивном изображении воспроизведено максимальное число деталей негатива в его светах и тенях. Если они в светах на пробе не проработаны, то выдержка была недостаточной; когда же пробный фотоотпечаток получился очень темным, то экспонирование было слишком продолжительным. В этом случае делают новую пробу, уменьшая или увеличивая выдержку в 1,5—2 раза в соответствии с тем, что дала предшествующая проба — передержку или недодержку.

Когда ряд проб с различными выдержками дает вялое или контрастное изображение, это означает, что фотобума­га по контрастности не подходит к интервалу плотностей негатива. В этом случае меняют номер, а иногда и сорт фотобумаги, руководствуясь указаниями, данными в § 34, и вновь производят пробную печать.

О правильности выдержки можно судить по скорости проявления позитивного изображения и по характеру возрастания его оптических плотностей.

Если выдержка правильная, то формирование изобра­жения на бромосеребряных фотобумагах в проявителе Л» 1 заканчивается за 1,5—2 мин, а хлоробромосеребря-ных — за 1 —1,5 мин. При дальнейшем проявлении в течение двух минут света изображения должны оставаться чисты­ми, без вуали.

При недоэкспонировании изображение на фотобумаге начинает появляться через несколько минут после ее по­гружения в проявитель, причем проявляются лишь тени изображения, которым соответствуют наиболее прозрач­ные участки негатива. Плотность изображения увеличи­вается медленно, и его тени даже при длительном проявле­нии не достигают максимального почернения и остаются серыми.

В случае переэкспонирования процесс проявления на­чинается через несколько секунд после погружения пробы в проявитель. Изображение в светах и тенях получается очень плотным, сплошь покрытым вуалью.

Второй способ — определение выдержки последова­тельным экспонированием на одном куске фотобумаги. Для этого полоску фотобумаги шириной 2—4 см кладут на сюжетно важную часть негативного изображения, про­ецируемого на экран фотоувеличителя. Затем ее закрывают куском картона, оставляя открытой V4 часть, и экспони­руют, в зависимости от плотности негатива, 2, 3 или 4 сек. Потом передвигают картон еще на 1/4
часть длины полоски фотобумаги и вновь экспонируют то же время. Повторяют эту операцию в третий и в четвертый раз. В результате первое поле полоски фотобумаги получит выдержку 8 сек, второе — 6 сек, третье — 4 сек, а четвертое — 2 сек, если первое экспонирование продолжалось 2 сек.

После обработки изображение на полоске фотобумаги состоит из четырех полос с разной оптической плотностью почернений (рис. 81). Выбирают наилучшее изображение и по уже известной для него выдержке печатают нужное количество увеличений.

Может случиться, что все четыре изображения будут передержанными или недодержанными,— тогда произво­дят новую пробу, экспонируя с другим отношением выдер­жек. Если контрольное изображение получается контрастным или вялым, то для новой пробы берут другую фото­бумагу, с большим или меньшим полезным интервалом экспозиций.

Третий способ — определение выдержки с помощью фотоэлектрического экспонометра. Для этого на фото­пленке выбирают негатив, средний по плотности по сравнению с плот­ностью остальных кадров. Кто при­нимают за эталон.

Этот негатив вставляют в фото­увеличитель, к объективу которого предварительно подвешивают на рас­стоянии 5 см фотоэлектрический экс­понометр, обращенный фотоэлементом в сторону объектива. Затем включа­ют свет и диафрагмируют объектив так, чтобы стрелка экспонометра за­няла среднее положение на его шка­ле. После чего экспонометр снимают’ и пробами устанавливают необходи­мую выдержку, предположим рав­ную 10 сек.

Приступая к печати следующего негатива, например более плотного, чем эталонный, снова устанавливают экспонометр перед объективом и уве­личиваю? диафрагмой его относитель­ное отверстие до тех пор, пока стрел­ка экспонометра не займет на шкале среднее положение.В этом случае не­гатив надо экспонировать 10сек.

При печати негатива более про­зрачного, чем эталон, объектив фото­увеличителя диафрагмируют до тех пор, пока стрелка экспонометра не займет среднее положение. И в этом случае выдержка будет равна 10 сек. Приспособления для пробного экспонирования.  Очень удобно при печати пробных снимков пользоваться одним из следующих простых приспособлений.

Первое приспособление представляет со­бой панку с прямоугольным отверстием в одной из сторон (рис. 82, а). Ее изготовляют из двух узких листов тонкого картона, например типа прессшпана, которые склеивают по длинной стороне полоской материн.

Для получения пробного фотоотпечатка полоску фо­тобумаги (примерно 170×40 мм) вкладывают в папку эмульсионным слоем вверх так, чтобы один из ее концов находился против выреза. Затем папку закрывают, кладут на экран фотоувеличителя в том месте, на которое проеци­руется сюжетно важная часть негатива, и экспонируют. Границу первого экспонированного участка отмечают обыкновенным карандашом. Далее фотобумагу передвигают влево до касания карандашной линии левой стороны отверстия и вновь экспонируют.

Эту операцию повторяют три раза, увеличивая выдержку в геометрической или в арифме­тической прогрессии.

Приспособление указанного размера пригодно для увеличе­ний до 18×24 см. Когда их де­лают в более крупном масшта­бе, то необходимо пользоваться папкой с отверстием большего размера, чтобы захватить сю­жетно важную часть проециру­емого негативного изображения.

Второе приспособ­ление представляет собой маску из прессшпана темного цвета или из черной неактинич-ной бумаги, в которой вырезано квадратное отверстие (рис. 82, б).

Маска с указанными на чертеже размерами пригодна для увеличений 13×18 см; для увеличений 18×24 и 24×30 см вырез в ней должен соответственно равняться 50 x 50 и 70×70 мм. Разумеется, соответственно увели­чивают и размеры маски.

Чтобы определить выдержку, например для увеличения 13×18 см, вырезают из форматной фотобумаги квадрат со сторонами примерно в 100 мм и подкладывают его под рамку так, чтобы их центры совпали. Затем фотобумагу со стороны подложки скрепляют канцелярской кнопкой с центром рамки, создавая тем ось вращения. После чего рамку с фотобумагой кладут на участок сюжетно важной части изображения и прижимают ее каким-либо грузом к экрану фотоувеличителя. Разумеется, все эти операции производят при неактиничном освещении. Далее экспо­нируют, после чего фотобумагу поворачивают на 90°, под­водя к вырезу в маске новый ее участок, и вновь экспо­нируют, увеличивая выдержку в геометрической прогрес­сии. Эту операцию повторяют еще два раза, в результате чего фотобумага получит четыре разные выдержки. Ее обрабатывают обычным способом и выбирают по полу­ченной шкале требуемую выдержку. Если все четыре изо­бражения будут неудовлетворительными, то производят вторичную пробу, с другим соотношением выдержек или на другом номере фотобумаги.

На качество позитивного изображения также влияет паразитное освещение фотобумаги, возникающее при эк­спонировании из-за рассеяния луча света при проекции. Эти рассеянные лучи света накладываются на оптическое изображение, проецируемое объективом, и дополнитель­но засвечивают фотобумагу, отчего снижается контраст позитивного изображения. Паразитное освещение фото­бумаги особенно действенно при длительном экспониро­вании. Оно образуется, когда:

а)  светлоокрашенный экран фотоувеличителя не полностью закрыт листом экспонируемой фотобумаги,

б) проекционный фонарь фотоувеличителя имеет щели или отверстия, пропускающие свет,

в) в непосредственной близости от фотоувеличителя расположены светлые предметы или он стоит около белой стены.

Затем экспонируемая фотобумага сама является при­чиной образования паразитного освещения в большей или меньшей степени, в зависимости от яркости проецируемого негативного изображения.

Лучи света, падающие из объектива проектора на экран и фотобумагу, отражаются ими в разные стороны и, встре­чая на своем пути никелированную штангу фотоувеличите­ля, оправу и переднюю линзу объектива, светлый корпус фонаря проектора или белую стену и т. д., претерпевают новое отражение, причем часть этих лучей падает уже на фотобумагу. Аналогично действуют лучи света, выходя­щие из щелей и отверстий в проекторе. Паразитная за­светка особенно увеличивается, когда печатают негатив, только частично заполняющий кадровое окно рамки-дер­жателя негатива. В этом случае надо обязательно укла­дывать в рамку-держатель маску из неактиничной бумаги для устранения просвета между негативом и ее сторо­нами.

В редное влияние паразитных лучей на качество изоб­ражения можно уменьшить. Для этого:

1. Окрашивают экран фотоувеличителя черной матовой краской или укладывают на него перед экспонированием маску из неактиничной бумаги.

2. Заделывают в проекторе фотоувеличителя щели и отверстия, пропускающие свет.

3. Экранируют никелированную штангу фотоувели­чителя, особенно наклоненную к экрану под углом, чех­лом из черной материи.

4. При работе около белой стены закрывают ее зана­веской из черной материи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FotoStar-Pro - все  профессионально и качественно..