Техника печати на копировальном станке

Освещение фотолаборатории неактиничным светом при контактной печати такое же, что и при проекционной.

Перед печатью в первую очередь надо убедиться в том, что эмульсионный слой негатива совершенно сухой. Если он даже слегка влажный, то печатать нельзя, так как в этом случае светочувствительный слой фотобумаги при­клеится к эмульсионному слою и негатив будет испорчен. Когда оперативность работы требует печати с мокрого негатива, пользуются приемом, описанным ниже.

Затем определяют, к какой градационной категории относится негатив, пользуясь указаниями, данными в § 14, и решают, можно ли негатив печатать сразу, или он непригоден для этой цели, или же его необходимо пред­варительно подвергнуть какой-либо обработке.

Если негатив без дефектов, то перед печатью с него удаляют влажным тампоном пятна и подтеки, которые почти всегда имеются на стеклянной или целлулоидной его стороне. При этом надо следить, чтобы на эмульсион­ный слой негатива не попала вода или раствор для чистки, так как желатина очень гигроскопична. Эмульсионный слой негатива даже при небольшом увлажнении стано­вится очень липким, и к нему легко приклеится фотобу­мага при печати. В этом случае негатив будет испорчен.

После подготовки негатива к печати выбирают необ­ходимый сорт и номер контрастности фотобумаги, руковод­ствуясь указаниями, данными в § 34. Затем на зеркальное стекло копировального станка кладут негатив эмульси­онным слоем вверх и включают неактиничное освещение, что позволит правильно, без перекосов уложить на него лист фотобумаги. Если положить негатив подложкой вверх, а эмульсионным слоем вниз, то изображение на фотоот­печатке получится нерезким по всему полю.

Фотобумагу на негатив кладут светочувствительным слоем вниз. Затем осторожно опускают прижимную крыш­ку копировального станка. При этом надо следить, чтобы фотобумага не сдвинулась с негатива. Когда она будет плотно прижата к негативу, автоматически включается белый свет и ее экспонируют нужное количество секунд. Если фотобумагу положить на негатив подложкой, т. е. светочувствительным слоем вверх, то при небольшой вы­держке изображение на фотоотпечатке не получится. Длительная же выдержка даст слабый и нерезкий позитив.

Производя печать, надо следить за чистотой рук, так как грязные и потные пальцы дают на фотоотпечатке поч­ти неустранимые пятна.

Выдержку при печати определяют, руководствуясь указаниями, данными в § 32, или путем проб.

Для этой цели экономнее пользоваться не целыми лис­тами фотобумаги, а полосками шириной 3—4 см. Полоску на негатив кладут так, чтобы она легла на прозрач­ные и плотные его части, т. е. используют в качестве критерия для определения выдержки общую (интеграль­ную) оптическую плотность негатива. Начинают с мини­мальной выдержки, величина которой зависит от опти­ческой плотности негатива. Например, когда негатив прозрачный, а фотобумага бромосеребряная, то экспо­нируют с   1 сек. Если негатив среднеплотный, — с 2—

3 сек, а очень плотный — с 4—5 сек. Выдержку второй и последующих пробных полосок фотобумаги увеличивают каждый раз вдвое. Чтобы во время проявления не пере­путать полоски, на подложке фотобумаги отмечают про­должительность экспонирования. Надписи надо делать черным мягким карандашом. Химическим пользоваться нельзя, так как он окрасит изображение.

При печати на хлоробромосеребряной или хлоросереб-ряной фотобумаге начальная выдержка должна быть больше, чем для бромосеребряной фотобумаги.

Экспонированные полоски на бромосеребряной фо­тобумаге проявляют в проявителе № 1 две минуты, а на остальных сортах фотобумаг — одну минуту.

Чтобы избежать недоэкспонирования при печати, на­поминаем, что при неактиничном освещении фотолабора­тории проявленное позитивное изображение выглядит более плотным, чем при дневном или электрическом ос­вещении.

Правильно экспонированной считается та полоска фотобумаги, на изображении которой воспроизведено максимальное число деталей в светах и тенях, имеющихся на негативе. Выдержка мала, если плотность изображения небольшая и в светах нет деталей. Выдержка велика, если изображение очень плотное, а его света и тени незна­чительно отличаются друг от друга.

О правильности выдержки можно также судить и по скорости образования изображения: при недодержке оно начинает появляться через несколько минут после погру­жения пробы в проявитель и его плотность растет мед­ленно; когда допущена передержка — изображение по­является через несколько секунд и обычно становится очень плотным, завуалированным; в случае нормальной выдержки формирование изображения на бромосеребря­ных фотобумагах заканчивается через 2 мин, а хлоро-бромосеребряных и хлоросеребряных — через 1—1,5 мин.

Если при разных выдержках нельзя получить пробу с хорошим изображением, то это означает, что используе­мый номер фотобумаги по контрастности не подходит к интервалу плотностей негатива. В этом случае делают пробу на другом номере фотобумаги, руководствуясь ука­заниями § 34. По установленной выдержке печатают пол­ный кадр. Отсчет выдержки такой же, как и при проекци­онной печати (см. стр. 221).

Печать с мокрого негатива. Если требуется срочно получить фотоотпечаток, то, окончив промывку негатива, снимают с его эмульсионного слоя фильтровальной бума­гой излишек воды. Это делают для того, чтобы на снимке не было пятен от капель воды. Затем на негатив кладут лист фотобумаги, предварительно размоченный в чистой воде около 1 мин. Излишек воды с фотобумаги также сни­мают фильтровальной бумагой. После чего экспонируют, соблюдая те же приемы, что и при печати с сухого нега­тива.

Экспонированную фотобумагу вместе с негативом по­мещают в кювету с чистой водой и там отделяют фотобу магу от негатива. Затем фотобумагу проявляют обычныи способом. Негатив используют непосредственно для по­лучения второго снимка или ставят его в станок для сушки

Предупреждаем, что если надобность в срочной печати возникает, когда негатив поставлен на сушку и во время ее частично подсох, то этим приемом пользоваться нельзя по причине, уже известной читателю. Также нельзя час­тично высохший негатив размачивать в воде, так как в этом случае будет резко видна граница раздела между высохшими и невысохшими участками негатива. Она неустранима никакими способами исправления.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FotoStar-Pro - все  профессионально и качественно..