Техническая ретушь негатива

Ретушь негативов разделяется на техническую и худо­жественную. Задача первой — заделка имеющихся на негативе точек, царапин, пятен, полос, устранение фона и т. д. Цель второй — общее улучшение качества изобра­жения, заключающееся в смягчении или усилении конт­раста некоторых частей изображения или в их удалении. Художественная ретушь применяется преимущественно в портретной фотографии.

Поскольку настоящая книга предназначается для фото­любителей, то в ней будут рассмотрены только приемы технической ретуши.

Оборудование для ретуши. Ниже описываются самые необходимые принадлежности, без которых ретушь нега­тивов невозможна.

Ретушевальный станок. Один из таких станков для крупноформатных негативов изображен на рис. 40.

Он состоит из основания 1 с выдвижным ящиком 2 для хранения принадлежностей для ретуши. Внутри станины имеется доска 3, окрашенная матовой белой краской, угол наклона которой может несколько изменяться. Она служит для освещения негатива 4 отраженным рассеянным светом. Негатив устанавливают на молочное или матовое стекло 5, вставленное в рамку. Ее можно также наклонять, чтобы получить на негативе возможно более равномерную освещенность. Для устойчивости негатив зажимают двумя передвижными поперечными планками 6. Верхняя часть станка 7 делается непрозрачной, например из фанеры. Ее назначение — защищать  глаза ретушера от верхнего

света, который ухудшает раз-личаемость деталей на негативе.

Чтобы на описанном станке ретушировать малоформатные негативы, заменяют нижнюю пе­редвижную планку 6 приспособ­лением, изображенным на рис. 41. Оно представляет собой кар­тонную папку 1, склеенную по торцу 5 материей. В одной из сторон папки сделан вырез 2 по размеру негатива. В папку вставляют пленку с негативами, один кадр которой 3 рассматри­вают через лупу 4, прикреплен­ную к планке 6′ на шарнире, позволяющем придавать лупе нужный наклон. Для этой цели можно пользоваться также би­нокулярной лупой, употребляемой при сборке часов и приборов. Рассматривая негатив через лупу, заде­лывают очень тонкой кисточкой или остро отточенным карандашом обнаруженные на нем дефекты. Когда рету­шируют не днем, то лучше всего негатив освещать электро­лампой с баллоном из молочного стекла мощностью 60—75 вт.

Карандаши. Ретушьнроизводится несколькими сортами карандашей. Для прозрачных негативов применяются карандаши с твердым графитом, для плотных — с мягким.

Карандаши для ретуши очинивают различно, в зави­симости от вида дефекта на негативе. Для заделки очень мелких повреждений графит карандаша должен быть жестким, конусообразным, длиной не менее 25 мм с острым, как игла, концом. Дефекты средней величины устраняют карандашом с более мягким графитом длиной 10—15 мм также конусообразным, но с более тупым концом. Большие пятна исправляют мягким долотообразно очинённым гра­фитом длиной 10—15 мм.

В   продаже  имеются   специальные   карандаши  для ретуши, но можно пользоваться и ооычными чертежными карандашами.

Скребки. Различные включения, например пыль, во­лоски и т. д., осевшие на эмульсионный слой негатива во время обработки фотоматериала или его сушки, соскаб­ливают скальпелем. Рекомендуется пользоваться глазными скальпелями, так как они имеют лезвия из хорошей стали.

Скребки должны быть хорошо заточены — тупым лез­вием нельзя удалить дефект, им можно только поцарапать эмульсионный слой и тем самым еще более ухудшить негатив.

Многие ретушеры для этой цели употребляют лезвие, безопасной бритвы или часть лезвия.

Кисточки. Ими заделывают различные прозрачные по­лосы и точки на негативе, а также наносят краску на участки изображения, которые требуется смягчить. Для ретуши пользуются колонковыми кисточками размером от № 1 до № 10. У хорошей кисточки волоски, смоченные водой, должны образовать прочный достаточно упругий конус.

Материалы для ретуши. Для негативной ретуши поль­зуются следующими материалами.

Лак матолейн. Графит очень плохо пристает к эмуль­сионному слою негатива. Поэтому перед ретушью на него наносят лак следующего состава: скипидар очищенный — 50 г, канифоль —10 г. Последнюю можно заменить равным количеством гуммиарабика.

Канифоль размельчают в порошокивсыпают вскипидар. Чтобы ускорить ее растворение, жидкость изредка поме­шивают стеклянной палочкой. Заканчивается растворение через 5—6 час. Затем для осветления раствор выдер­живают около суток. После чего густую прозрачную жид­кость сливают с осадка в банку, которую плотно закупо­ривают.

Ретушевалъная краска. Такая краска состоит из аква­рельного раствора, в который вводится какой-либо пиг­мент, например сажа. Ретушевальной краской покрывают значительную площадь негатива, которую требуется ос­лабить или удалить.

акварельный раствор

Декстрин картофельный экстра ….            250 г

Глицерин………………………………………. .. 50 г

Фенол……………………………………………       4 г

Вода……………………………………………… .. 220 мл

Декстрин всыпают мелкими порциями в 200 мл горячен воды и кипятят до получения однородной массы. Затеч вводят глицерин и фенол, растворенные в 20 мл воды.

Ретушевальную краску готовят так:

а)          черную:   акварельный раствор   . .   400 г

сажа газовая   ………………………………… 100 /

вода……………………………………………….     50 мл

б)          красную: акварельный раствор . . .   240 г

хром желтый № 570 … 50 г пигмент красный № 21 g    40 г

Пигменты тщательно размешивают шпателем до полу­чения однородной массы. Затем краску выкладывают в банку и хорошо закупоривают.

Эта краска быстро высыхает, не дает трещин и может быть покрыта очень тонким слоем.

Приемы ретуши. В негативной ретуши наиболее часто используют следующие приемы: соскабливание, заделку небольших дефектов карандашом или кистью и нанесение краски на негатив для ослабления какого-либо участка изображения.

Ретушь соскабливанием. Соскабливанием уменьшают излишнюю оптическую плотность на небольшом участке негатива, удаляют волоски, грязь и пыль, приставшие к эмульсионному слою.

Соскабливание можно производить только на совер­шенно сухом эмульсионном слое негатива — иначе не­возможно незаметно снять тончайший слой желатины. Поэтому перед началом работы негатив, особенно в сырую погоду, подсушивают феном или каким-либо другим спо­собом.

Как уже указывалось, соскабливать необходимо очень остро отточенным скребком. Когда лезвие у скребка оваль­ное — его держат в руке, как перо или карандаш при письме (рис. 42, а); если лез­вие имеет прямой скос — то большим и указательным пальцами (рис. 42, б). Рету­шируя скребком первого вида, можно наклонять его лезвие к эмульсионному слою негатива под любым углом: лезвие же скребка второго вида надо обязательно держать парал­лельно слою. В обоих случаях скребок перемещают движе­нием руки от локтевого суста­ва, держа кисть руки непо­движной. Нажим лезвия на эмульсионный   слой должен

быть минимальным — иначе его можно снять до подложки негатива.

Ретушь кисточкой. Ею заделывают на негативе мел­кие прозрачные пятнышки и точки. Основное правило при работе кисточкой: не пользоваться очень жидкой кра­ской и сразу не наносить на пятно много краски, так как в этом случае после ее высыхания на негативе образуется кружочек, очень заметно выходящий на позитиве.

Рекомендуется пользоваться следующим приемом. На край блюдца или на стеклянную пластинку наносят ряд маленьких капель краски. Когда они высохнут, то до одного из них дотрагиваются кончиком слегка увлажнен­ной кисточки, при этом она заберет очень мало краски. Затем кончиком кисточки слегка прикасаются к пятнышку на негативе. Если оно небольшое, то достаточно одного прикосновения. Большое пятнышко заделывают 3—4 при­косновениями кисточкой. Причем краску наносят от его центра к периферии.

Ретушь царапины начинают с краев, постепенно со­скабливая и сводя их на нет. Это тонкая работа, так как надо вдоль царапины под углом удалить очень узкую по­лоску эмульсионного слоя. Далее на так подготовленную царапину осторожными мазками наносят краску, подго­няя ее плотность под тон окружающих участков изобра­жения.

На большие участки негатива ретушевальную краску наносят колонковой кистью на эмульсионный слой или на подложку.

Ретушь карандашом. Перед такой ретушью исправляе­мый участок негатива предварительно покрывают лаком

матолейн. Для этого стеклянной палочкой берут из банки одну каплю лака и наносят ее на место, подлежащее ре­туши. Затем лак немедленно растирают очень быстро пальцем, так как он быстро сохнет. Делают это круго­образными движениями с легким нажимом. Надо следить, чтобы не было резкой границы между лаком и изображением, так как она будет заметна на позитиве.

Если лак матолейн плохо растерт или нанесен слишком толстым слоем, то его удаляют тампоном, смоченным в скипидаре. Затем операцию нанесения лака повторяют вновь.

Прозрачные точки заделывают одним прикосновением карандаша, реже—двумя-тремя. Крупные пятнышки устра­няют, нанося большое число штрихов. Они могут быть прямыми, изогнутыми, в виде крошечных восьмерок и запятых, сетки и т. д. (рис. 43). При любом виде штриха к эмульсионному слою негатива надо слегка, без всякого нажима прикасаться графитом. Устранение пятен лучше начинать в плотных частях негатива, постепенно переходя к более прозрачным.

Ретушь начинают с центра пятнышка, заделывая до его границы, переходить за которую не следует. Если пятно имеет неправильную форму, то ретушь необходимо нано­сить соответственно его очертанию. Не надо покрывать пятнышко сплошным слоем графита. Его лучше наносить так, чтобы между отдельными штрихами были мельчайшие просветы. Такая структура ретуши негатива будет со­вершенно незаметной на позитиве.

Качество ретуши негатива определяют, рассматривая его на просвет,— штрихи любого вида не должны быть заметными.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FotoStar-Pro - все  профессионально и качественно..