Темпы увеличения рабочих мест в хозяйстве в Африке

Это ленинское положение целиком относится к Африке, где находятся 16 из 25 наиболее бедных стран мира, где темпы увеличения рабочих мест в хозяйстве резко отстают от темпов миграции крестьянского населения. Дакар с 200 тысяч населения в 1945 году вырос до 700 тысяч в 1976. То же происходит с любым крупным африканским городом. И хотя до сих пор, в основном, обитатели тропической Африки, как в давние времена, живут в деревнях или на разбросанных хуторах, хотя восемь из десяти африканцев живут в условиях натурального хозяйства, – в африканском обществе появились значительные группы людей, покинувших деревню и оставшихся в городе без работы.

Кинематограф довольно точно отражает существующие в африканском обществе взгляды на эту проблему. Во многих картинах правдиво показываются страх деревенского жителя перед городом, трудности адаптации в нем, опасности, подстерегающие наивных и неопытных.

Типична, например, история молодого крестьянина из фильма сенегальца Момара Тиама «НДакару» (1963). После красочных рассказов товарищей, вернувшихся из Дакара, этот парень решает попытать счастья в большом городе. Но жизнь в столице оказывается совсем иной, чем представлял ее себе бедняк. Обстоятельства сложились так, что он оказался замешанным в темной истории и попал в тюрьму. Он возвратился к себе, познав горький опыт городской жизни.

Благополучный конец? Как сказать. Ведь возвращение в деревню решает проблемы лишь данного парня. А необходимость и закономерность миграции из деревни в город остается и, очевидно, требует более широкого рассмотрения не только социологами и политиками, но и художниками. К сожалению, в ряде африканских фильмов эта проблематика освещается преимущественно в той ее драматической ипостаси, которая связана с разрушением старого уклада жизни и всего того отрицательного, что несет в себе городская культура. Прогрессивный смысл процесса остается, как правило, где-то «за скобками».