Светотеневой рисунок изображения

Светотеневой рисунок изображения

Распределение света и тени на объекте съемки имеет некоторые закономерности. Наибольший интерес для фотографа представляют те освещенные и теневые участки, которые образуются в результате воздействия светового потока.

На приведенной далее иллюстрации видно, как распределяются свет и тени, как образуются рефлексы и границы перехода от освещенного к теневому участку. Основной светотеневой рисунок задает направленный световой поток рисующего света. Формирование светлых и темных участков внутри теней имеет сложный характер. Отражение света от поверхности, на которой лежит шар, создает дополнительную подсветку собственной тени шара. Переотражение света от поверхности шара подсвечивает падающую тень. Теневые участки образуют сложную живописную структуру, созданную рефлексами. Следовательно, тень — это не сплошная глухая заливка одним тоном. Естественно, чем темнее поверхность, на которой находится объект, и чем темнее сам объект, тем более глубокими (темными) будут тени.

Характер светотеневого рисунка зависит от особенностей рисующего света. Жесткий графический рисунок с резкой границей между светом и тенью можно получить, если осветить объект направленным светом.

 

Светотеневой рисунок изображения

 

Освещая объект рассеянным светом — например отраженным от какой-либо светлой поверхности, — можно добиться мягкого живописного светотеневого рисунка. Искусство фотографии — это искусство великого обмана. Пожалуй, только кинематограф превзошел фотографию на этом поприще. Если слово «обман» режет вам ухо, замените его словом «иллюзия». Чего добивается фотограф на съемочной площадке, устанавливая свет, выбирая оптику, то есть осуществляя весь комплекс манипуляций, связанных с фотосъемкой, в нашем случае со съемкой портрета? Конечно, фотограф стремится наиболее полно раскрыть характер модели или по заданию создать рекламный образ (навязать модели некий характер), в конце концов, донести до зрителя свои мысли. Но что получается?

А получается у него иллюзия трехмерного пространства в плоскости фотографического отпечатка, иллюзия перспективы и объемов, игра света и тени, созидающая атмосферу снимка и иллюзию характера или мимолетного настроения модели. Причем  «мимолетное» настроение достигается часами, а порой и днями кропотливой работы.

 

 

Светотеневой рисунок изображения

 

 

Светотеневой рисунок изображения

 

Итак, фотографическое изображение иллюзорно. Сколько бы ни говорили о натуралистичности фотографии, о документальности, но фотограф не скульптор, он не может в материале создать объемную трехмерную копию. Да и скульптор в большинстве случаев использует в своей работе вовсе не тот материал, из которого создана его модель.

Фотограф сознательно конструирует вымышленную среду, похожую на то, что принято считать реальностью, чтобы убедить зрителя в правдивости оптической иллюзии, сгенерированной фантазией автора и основанной на современных фотографических технологиях. Вот такой парадокс.

Так от чего же будет зависеть передача характера, объемов, фактуры и среды в изображении? Прежде всего от расположения рисующего света относительно модели.

Светотеневой рисунок на объекте съемки образуется в результате действия направленного источника света.

Рисующий свет устанавливается под некоторым углом к оптической оси объектива. Для подсветки теней ставится заполняющий свет. Фотографическое изображение представляет собой зафиксированную проекцию объекта на плоскость. Иллюзия объемности достигается разницей в яркости поверхностей. Представив объект съемки как систему светоотражающих поверхностей, можно изменять интенсивность и направление светового потока и выявлять ту или иную сторону объекта, располагая светотень соответствующим образом.

 

Светотеневой рисунок изображения

 

В силу цветового контраста на плоской поверхности изображения образуется видимость рельефа и объемности.

При работе со светотеневым рисунком существуют два основных способа передать в плоскости фотографического отпечатка пространство и форму.

ВОПРОС С МЕСТА: А мы не слишком заморачиваемся? Зачем сегодня косить под да Винчи? Я смотрю толстые журналы. Там снимают со вспышкой в лоб. И никаких проблем с пространством и светотенью.

НИКОЛАЙ ЖОЛУДЕВ: «Косить» под да Винчи действительно не надо, все равно не получится. Что касается «толстых журналов», вы, наверное, имели в виду глянцевые издания. Хочу заметить, что в этих журналах с изображениями не все обстоит так, как вы это описываете. Прием, который покорил вас своей простотой, не настолько прост, как кажется на первый взгляд. Он возник из документальной эстетики «жизни врасплох», когда фотограф снимал человека как бы неожиданно, практически навскидку, используя фотовспышку как основной источник освещения. С течением времени прием перекочевал в постановочную фешн-фотографию, подчеркивая естественность и современную агрессивность изобразительного ряда. За внешней простотой стоит сложная работа по организации декоративной среды, по созданию сюжета, развитию действия, взаимодействию с моделью. У тех фотографов, которые видят кадр целиком и умеют его организовать, получаются талантливые композиции. Посмотрите творчество Дэвида Лашапеля (David LaChapcllc).

Те же, кто надеется исключительно па вспышку, получают в результате то, что мы наблюдаем как поток маловыразительных пестрых изображений. Давайте и дальше «закорачиваться», изучать разные схемы освещения и приемы работы с этими схемами. Методический принцип прост: научитесь снимать и понимать то, что сделали. А йотом можете отказаться от всего, чему научились, и фотографировать в манере Лашапеля. Но мой вам совет: снимайте в собственной манере, если за время обучения у вас выработается таковая.

Светом можно выразить трех мерность объекта съемки, при этом все элементы композиции будут иметь четкие контуры и линейную проработанность. Пространство в этом случае воспринимается как глубина, то есть предметно, поскольку оно образуется объемами и линиями. Подобное изображение стремится к графике. Чем больше разница между светом и тенью, тем более графично выглядит изображение.

Можно светотеневым рисунком создать «живописную» трактовку объекта, при которой он не будет выглядеть четко пластическим, а покажется «неясным», «расплывчатым», как будто окутанным воздухом. Пространство будет восприниматься как воздух и свет, то есть живописно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FotoStar-Pro - все  профессионально и качественно..