Субтрактивный синтез

Субтрактивный синтез—способ получения цветов смешением красок или наложением красочных слоев один на другой.
На ил. 5. а и б показано, как с помощью разноцвет¬ных светофильтров желтого, пурпурного и голубого цвета можно субтрактивным синтезом получить основные — синий, зеленый и красный цвета, а при наложении красного светофильтра на синий и зеленый получается черный цвет. На ил. 5, а показано, как с изменением концентрации желтой, пурпурной и голубой красок осуще¬ствляется переход основных цветов субтрактивного синте¬за к основным цветам аддитивного синтеза.
Субтрактивный синтез подразумевает получение цве¬тов «вычитанием» излучений, в то время как аддитивный синтез — это сложение основных излучений.
Субтрактивный синтез получается по способу сложе¬ния трех однокрасочных изображений из желтого, пур¬пурного и голубого красителей (см. ил. 5, в). Поэтому цвета этих красителей называют основными цветами субтрактивного синтеза. При прохождении «белого» света через сложенные вместе однокрасочные изображения ими
• поочередно ослабляются синие, зеленые и красные излу-I чения.
Желтый краситель поглощает синие излучения. По-i этому, чем больше концентрация желтого красителя, тем
• сильнее ослабляется синий свет. Желтый цвет максималь¬ной насыщенности получается при наибольшем поглоще¬нии синих излучений. Можно сказать, что желтый — это «белый минус синий».
Пурпурный краситель поглощает зеленые излучения. Чем больше пурпурного красителя, тем больше вычитает¬ся из падающего света зеленых излучений. Пурпурный — это «белый минус зеленый». Если концентрация пурпурно¬го красителя в слое невелика, то зеленого вычитается немного и цвет выглядит малонасыщенным, т. е. бледно-розовым.
Голубой краситель поглощает красные излучения. Чем больше голубого красителя на однокрасочном изобра¬жении, тем сильнее поглощаются красные излучения. Голубой — это «белый минус красный».
Многообразие цветов, получаемых при разных сочета¬ниях трех основных цветов субтрактивного синтеза, иллю¬стрируется шкалами цветового охвата.
На ил. 6 показаны шкалы цветового охвата, сделанные на фотопленке, обработанной с обращением, путем пооче¬редной печати на нее серых шкал (а) через зеленый.
красный и синий светофильтры. Соответственно в свето¬чувствительных слоях получаются пурпурное, голубое и желтое окрашенные изображения (б). В результате сложе¬ния этих однокрасочных изображений получается множе¬ство цветов (в).
Субтрактивный синтез в большинстве случаев таков, как на ил. 6,— трехкрасочный. В то же время существуют двухкрасочные и четырехкрасочные варианты. Например, в двухкрасочных процессах субтрактивный синтез осуще¬ствляется двумя красками: сине-голубой и оранжевой.
В полиграфии чаще используют четыре краски: жел¬тую, пурпурную, голубую и черную. Существуют и более многокрасочные способы, но все они в конце концов сводятся к преимущественному вычитанию из белого синего, зеленого и красного излучений, т. е. трех основ¬ных излучений аддитивного синтеза.
Для характеристики разноцветных образцов использу¬ют денситометрические методы, показывающие погло¬щение синего, зеленого и красного света этими образцами. Оптические плотности, полученные в результате этих излучений за синим, зеленым и красным светофильтрами, называют цветоделенными. Эти величины пропорциональ¬ны концентрациям красок субтрактивного синтеза. Напри¬мер, увеличение оптической плотности в синей зоне спектра обусловлено увеличением концентрации желтого красителя.