Стихи Блока

В обоих случаях гримируется тот жанр, который я уже называл «перронным маршем». Не приходится сомневаться в полной серьезности этого бытового жанра: он «запомнил» эмоциональную ситуацию такого житейского эпизода, в котором легкомыслие или легковесность чувств были бы совершенно неуместными,- прощание при отправке воинских составов. Представить эту ситуацию помогут стихи Блока:

затмевающее многочисленных своих двойников) сконцентрировало в себе типичнейшие черты «перронного марша», всегда основывающегося на соединении романсово-напевной мелодики в минорном ладу с фактурой и ритмикой походных маршей.

Оба фильма требовали от композитора наложения на «перронный марш» комедийного грима, но разной густоты. Сравним мелодии обоих маршей Петрова с мелодией марша Агапкина:

Если в маршевом двутакте из фильма «О бедном гусаре…» я признал за Петровым авторство лишь одной ноты, то о мелодии марша из «Вокзала для двоих» рискну сказать: в ней Петрову не принадлежит ни одна нота. Но ему принадлежит нечто в данном случае более важное – паузы и точки. Именно они здесь и «делают музыку»: придают «перронному маршу» тот специфический облик, в котором он может жить только на вокзале города Заступинска и только в фильме «Вокзал для двоих». Когда выше я сказал, что в этот марш «переложено бодрости», то имел в виду, в частности, и переизбыток пунктира: настоящий «перронный марш» в отличие от походного лишь намекает на пунктир, предпочитая расплавлять остроту шестнадцатых в напевности восьмых.