Специализированные съемки в помещениях

Съемка интерьеров

Интерьеры — это внутренние помещения зданий. Каждое из них имеет свои архитектурные особенности, характерные черты, присущие определенной исторической эпохе, ее культуре. Поэтому первейшая задача фотографа подчеркнуть их на снимке.

Так, дворцовые помещения снимают через открытые двери анфилад комнат и тем показывают глубину пространства. При этом большое внимание уделяют изображению обстановки.

Чтобы выявить специфические особенности интерьера, снимают крупным планом фрагменты и детали убранства помещения.

Для современных общественных зданий характерны простота архитектурных форм, обширные помещения с застекленными стенами и потолками, широкое использование эффектов освещения (ил. 63).

В интерьерах, снятых с рекламной целью, особое место уделяют изображению комфортабельной мебели, оригинальности декоративной отделки, разнообразию фактуры материалов, цветовой гамме всех элементов. Однако при съемке интерьера общим планом возникает трудность одновременной передачи характерных особенностей помещения и показа характера архитектурного стиля и убранства.

Техника съемки интерьеров. Съемка интерьеров имеет специфические особенности. Чтобы овладеть техникой изготовления высококачественных снимков, пригодных для рекламы или публикаций в иллюстрированных журналах или альбомах, требуются специальные знания, практический опыт и соответствующая аппаратура. Наилучший результат получают в том случае, если снимают на крупноформатную цветную пленку и используют ряд объективов с различными фокусными расстояниями или специальный фотоаппарат с перемещением объектива в вертикальной плоскости параллельно фотопленке. Такие аппараты позволяют избежать перспективных искажений при съемке с нижней и верхней точек.

Однако часто при ограниченных размерах помещения и вынужденном использовании короткофокусных объективов возникают перспективные искажения. Чтобы избежать их, приходится отказываться от съемки интерьера с нижних и верхних точек. Фотоаппарат располагают на уровне глаз стоящего или сидящего на стуле человека. При построении кадра в этом случае следует избегать на первом плане высоких прямолинейных предметов: рам, дверей, колонн и других элементов интерьера.

При цветной съемке интерьеров особое внимание уделяют изображению мебели, убранству. Перемещение разноцветных вещей и предметов позволяет изменять цветовую композицию. Например, ковер, лежащий посредине комнаты, почти всегда приходится отодвигать от фотоаппарата, чтобы в кадр попал весь рисунок ковра. Это относится и к другим предметам, например к расположению стола, стульев, кресел.

Чтобы резко передать цветовые сочетания по всей глубине пространства и фактуру предметов, съемку интерьера производят с очень малыми значениями диафрагм. Опыт показывает, что наилучшие результаты достигаются при съемке с диафрагмами от И до 22. Вследствие этого приходится делать очень длительную выдержку. Время экспонирования при съемке интерьеров достигает нескольких минут и даже нескольких десятков минут. Поэтому фотоаппарат укрепляют на устойчивом штативе. Причем следует использовать еще скобу, скрепляющую ножки штатива; такая скоба необходима, когда штатив устанавливают на гладком скользком полу.

Естественный дневной свет, проникающий через окна, двери, застекленные стены и потолки, во многих случаях обеспечивает то освещение, которое позволяет отобразить архитектурные особенности интерьера, его пространство и убранство. В затененных помещениях можно снимать с электронными импульсными лампами. Наибольшие изобразительные возможности появляются при использовании переносных электрических приборов с лампами накаливания. Для фотографирования интерьеров достаточно иметь две мощные лампы с рефлекторами или две зеркальные лампы. Их необходимо устанавливать на штативах. Чтобы получить объемное изображение, основной источник рисующего света располагают поодаль от фотоаппарата, в то время как подсветку теней производят передним светом. Яркость подсветки обычно бывает примерно в два раза меньше яркости, создаваемой источником рисующего света.

Наилучших результатов достигают, когда источник рисующего света непрерывно перемещают во время длительного экспонирования. Таким образом удается устранить глубокие тени в удаленных участках интерьера и в то же время подчеркнуть глубину пространства. Естественно, что прямой свет от лампы не должен попадать в объектив.

При съемке выставочных залов необходимо не только передать архитектурные формы и колорит оформления помещения, но и освещение: форму и расположение светильников, а по возможности и свет от них. Поэтому при съемке используют несколько осветительных приборов, различных по цвету, а при длительном экспонировании их перемещают в нужном направлении. С помощью разноцветных источников света удастся передать ощущение праздничной обстановки.

При съемке интерьеров обычно делают несколько вариантов снимка с разными выдержками, отличающимися каждая в два раза, например 4, 8, 16 мин.

В помещениях, слабо освещенных дневным светом, особенно в сумерках и в дождливую погоду, мы различаем меньше цветов, чем при солнечном свете. Тем не менее даже при очень слабом освещении удается получать цветные фотоснимки, интересные светотональными сочетаниями (ил. 64). Чтобы получить правильно экспонированные снимки, при таком освещении, приходится снимать с полностью открытой диафрагмой. Интересно отметить, что при достаточно большой экспозиции на снимках удается передать более контрастными те цветовые сочетания, которые плохо различались из-за слабого освещения при съемке.

При слабом освещении нет ярко выраженной светотени и поэтому удается воспроизводить разноцветные мелкие детали, а также цветовые рефлексы на стенах, потолке и на полу интерьера.