FotoStar-Pro — все профессионально и качественно.. » Симметричная композиция

Симметричная композиция

Симметричная композиция

Знакомство с чудесами симметрии начинается в детстве. Помните свой первый калейдоскоп? Вы подносили картонную трубочку к глазу — и, завороженные изменяющейся чередой узоров, вращали и вращали ее.

Самые пытливые разбирали прибор, заглядывали внутрь и находили там два зеркала и ничем не примечательные разноцветные стекляшки, перекатывающиеся при каждом повороте калейдоскопа.

Обычно, когда говорят о симметрии, имеют в виду самый простой случай — симметрию зеркальную.

Симметричная композиция обусловливает строгую уравновешенность частей и чаще всего центральную точку съемки. Этот прием нередко используется в архитектурной и ландшафтной съемках, при этом поводом для создания симметричной композиции бывает скрытая или ярко выраженная симметрия в структуре объекта.

Симметричная композиция

 

Разговор асимметричной композиции на этом можно было закончить, если бы роль композиции сводилась к формальной фиксации объекта, а симметрия была бы лишь разновидностью композиционного построения.

Термин «симметрия» обозначает «соразмерность».

Без преувеличения можно сказать, что жизнь человека целиком посвящена поиску соразмерности, порядка, взаимосвязей между, казалось бы, не имеющими ничего общего частями.

В природе тоже все пронизано симметрией: строение кристаллов и формы цветов, анатомия человека и устройство вселенной. Симметричная композиция открывает зрителю своего рода эталон, к которому стремится природа.

Здесь надо выделить слово «стремится». Абсолютная симметрия выглядит замкнуто и само достаточно, в ней нет и намека на дальнейшее развитие. Возникает ощущение, что такая композиция создана ради симметрии как приема. Но любой прием — это лишь средство для достижения цели, которая есть нечто большее.

Парадоксальная на первый взгляд ситуация: чтобы симметричная композиция воспринималась зрителем как «живое», находящееся в развитии произведение, в ней должны присутствовать элементы асимметрии. Не углубляясь в науку, отмечу, что этот феномен связан с нашей физиологией и особенностями визуального восприятия.

Симметрия — это частный случай стремления человека к упорядоченности, периодичности и пропорциональности. Симметричная композиция может оказаться проводником в четвертое измерение, приглашая зрителя в путешествие по Зазеркалью. И если у кого и стоит поучиться осмыслению симметричных построений, так это у Эшера. Есть у Густава Майринка рассказ «Зеркальные отражения». Он построен на эффекте зеркальной симметрии. Главный герой сидит в кафе и наблюдает, как два седобородых старика играют в шахматы в соседнем зале. И кажется персонажу, что что-то не так. Он предполагает, что видит зеркальное отражение играющих и, соответственно, они находятся не там, где он их видит. Герой начинает размышлять о магической природе зеркал и метаморфозах, превращающих правую руку в левую в зеркальном отражении. В результате размышлений он приходит к выводу, что наша земная жизнь — всего лишь «дьявольское» отражение какой-то другой настоящей жизни. В финале рассказа выясняется, что герой играл в шахматы сам с собой, со своим зеркальным отражением, но кто был за зеркалом? Симметричная композиция мистична, и есть возможность потеряться в зеркалах.

Симметричная композиция

 

Джузеппе Арчимбольдо. «Готовка». 1590. Дерево, масло. Городской музей Ала Лондоне, Кремона.

Симметричная композиция

 

Джузеппе Арчимбольдо. «Готовка». 1590. Дерево, масло. Городской музей Ала Понцоне, Кремона

Симметричная композиция

 

М. К. Эшер. «Лист Мебиуса II». 1963. Продольная гравюра

Симметричная композиция

 

М. К. Эшер. «Небо и вода II». 1938. Продольная гравюра.