Симметричная композиция

Симметричная композиция

• Тип композиционного построения, в котором левая и правая части или верх и низ тождественны, а изобразительный материал, представленный в этих частях, по своему составу вызывает ощущение идентичности.

• Зеркальное отражение — наиболее известная и часто встречающаяся в природе разновидность симметрии. Располагая зеркала под разными углами, можно добиться своеобразных эффектов повторяющихся изображений. Если зеркала не пересекаются, а расположены параллельно друг другу, возникает эффект бесконечно повторяющихся изображений.

Диагональная композиция

• Композиционное построение по диагонали характеризует движение и подчеркивает его. При диагональных построениях взгляд зрителя будет идти в глубину изображения пространства, стремясь к условной точке схода.

• Этот тип композиции позволяет выпукло передать объемы предметов и фигур и их взаимоотношение в кадре.

• Композиционное построение позволяет организовать направление движения в кадре: восходящее или нисходящее.

Фотографируя на натуре и выбирая наиболее удачное освещение конкретного кадра или находясь в фото студии и манипулируя приборами искусственного освещения, фотограф должен получить технически правильный и соответствующий замыслу снимок. Не владея техникой фотосъемки, невозможно достигнуть задуманного эстетического результата. Технические ошибки разрушат структуру кадра и в конечном счете погубят замысел. Не представляя четко, что должна выражать фотография и как она должна воздействовать на зрителя, трудно ожидать, что вообще хоть что-нибудь получится, кроме точного воспроизведения объекта съемки.

Современные «умные» фотоаппараты способны освободить фотографа от рутины технической работы, но они не в силах придумать за человека идею снимка и организовать световое решение фотокадра. Никакое самое виртуозное владение техникой само по себе не создаст художественного образа.

Гармоничное сочетание технических навыков и ясного представления об эстетике будущего снимка может привести фотографа к успеху.

Занимаясь, например, пейзажной съемкой, фотограф должен преобразовать натуру, применяя те или иные технические средства, выбрать соответствующую точку съемки, постараться найти единственный верный взгляд на объект съемки. Не последнюю роль в его изысканиях будет играть свет. Фотограф-творец подчинит его своему замыслу, использует свет как выразительное средство, раскрывающее идею и эстетику снимка.

В студии фотограф сам создает эффекты освещения. И оттого, как соотносятся друг с другом источники искусственного света, находящиеся в распоряжении фотографа, будет зависеть светотеневой или светотональный рисунок на объекте съемки и выразительность будущего снимка.

Постановочная съемка в фото студии предполагает, казалось бы, неограниченные возможности в области творческих решений по работе над кадром по сравнению с работой на натуре. Действительно, натурное освещение ставит фотографа в жесткие временные рамки. Иногда могут случаться незапланированные ситуации: вдруг начался дождь или солнце неожиданно вышло из-за облаков, когда было нужно ровное рассеянное освещение.

В студии, работая со светом и не боясь ни дождя, ни града, фотограф зачастую сам обедняет свою световую палитру. Это звучит парадоксально, но свобода выбора при работе с искусственными источниками освещения нередко приводит к консервативным решениям. Здесь сказывается и давление штампов, подсмотренных на выставках, в альбомах и журналах, и боязнь сделать что-то не так, и стремление быть непохожим ни на кого, которое порой сводит на нет качественное техническое исполнение фотографии.

 

ВОПРОС С МЕСТА: Кажется, я вас понимаю. Вы хотите внушить нам идею о том, что без серьезных технических знаний невозможно добиться хорошей фотографии. Что если не представлять заранее, как там все будет устроено, то в этом случае мало что получится. А как же тайна фотографии, непредсказуемый до конца результат, мгновения, неясные и неуловимые?

И сдвинулись неслышно тени, Все ложью опьянила мгла, — Но правду беглых отражений Вдаль уводили зеркала.

Как быть с этим?

НИКОЛАЙ ЖОЛУДЕВ: Спасибо за интеллектуальный вопрос. Если я правильно почувствовал, вы чем-то из Валерия Брюсова вдарили?

С МЕСТА: Извините, так сложилось.

НИКОЛАЙ ЖОЛУДЕВ: Вам ли извиняться! Читать сегодня — подвиг, а читать Валерия Брюсова — подвиг героический. Это я вынужден извиниться перед большинством аудитории, потому что не все сейчас понимают, о ком мы говорим и о чем, собственно, речь. Я мог бы ответить: Брюсову Брюсово, а фотографу… Но вы процитировали поэта-интеллектуала, виртуозно владевшего техникой стихосложения. Выбрали практически фотографический отрывок: зеркала, движение в глубину… Выстраивается визуальный ряд: неясные тени множатся в зеркалах. Их чередование создает ритмический рисунок, и этот ритм, это движение несут в себе мистическую глубину, если вспомнить о за зеркальном мире. Более того, сюжет обманчив, так как все покрыто мглой. Все ирреально, кроме зеркал. Но зеркала — часть фотографической системы (фотоаппаратов и объективов). Следовательно, реальна фотография, которая способна техническими средствами добиться эффекта, сходного по воздействию с эффектами от поэтических текстов, если знать и правильно использовать фотографическую технику.

И последнее. Если позволите, я бы порекомендовал вам книгу Андрея Белого «Символизм как миропонимание». В частности, там вы найдете интересную мысль о том, что возможность изобразить смену представлений есть существенная черта поэзии и связь со временем и пространством. Вот именно сменой представлений, пространством и временем и занимается фотография.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FotoStar-Pro - все  профессионально и качественно..