Съемочная техника

Художественные достоинства портрета зависят от умелого использования технических средств. Часто изобразительные замыслы остаются невоплощенными из-за того, что цветные пленки менее чувствительны, чем черно-белые. Поэтому при съемках портретов в помещении прежде всего следует исходить из условий освещения и учитывать его особенности при экспонировании.

Для портретной фотографии не обязательны дорогостоящие аппаратура и оптика. Художественно выразительные портреты, как показывает практика, можно получить при использовании универсальных фотоаппаратов и объективов. Вместе с тем, если есть возможность выбора, для съемки портрета предпочтительны более длиннофокусные объективы.

Короткофокусные объективы применяют лишь в редких случаях, например когда требуется изменить перспективные ссютношения в изображении лица. Так. при съемке с верхней точки короткофокусным или универсальным объективом на снимке получается преувеличенной верхняя часть головы и лица фотографируемого человека. Если же этими объективами делать съемку с нижней точки, то преувеличенной оказывается нижняя часть лица.

Наиболее достоверными получаются портреты при съемке длиннофокусными объективами, например с фокусным расстоянием 100—105 мм. При использовании таких объективов головные портреты делают с расстояния до 1,5 м. Для получения поясных портретов расстояние должно быть значительно увеличено. Светосила длиннофокусных объективов меньше, чем универсальных, поэтому при съемках в слабоосвещенных помещениях нередко приходится отдавать предпочтение последним.

Современные объективы, в том числе длиннофокусные, обеспечивают высокую резкость изображения. В то же время специально для портретных съемок выпускают мягкорисующие объективы, у которых не полностью устранена сферическая и ахроматическая аберрации. Такие объективы усиливают объемность и пластичность изображения, позволяют получать изображения со светлыми контурами, выделять яркоосвещенные детали, блики на волосах, губах, белках глаз. Неровности кожи, поры, мелкие морщины на лице становягся на снимке малозаметными.

Если же портрет снимают резкорисующим объективом, то, для того чтобы уменьшить резкость мелких деталей и повысить яркость бликов, применяют светорас-сеивающие сетки и диффузоры.

Съемку портретов в помещении производят в большинстве случаев при естественном освещении на цветную пленку, рассчитанную для дневного света, причем для подсветки теней используют светоотражающие экраны, а в некоторых случаях импульсные источники света.

При съемке в помещениях при электрическом освещении с использованием пленки типа ДС применяют электронные импульсные лампы. Значительно реже снимают портреты на цветную пленку, рассчитанную на свет от ламп накаливания, поскольку чувствительность такой пленки требует весьма сильного электрического освещения.

Свет электронных импульсных ламп наиболее близок по цветности к естественному дневному свету. Поэтому их применяют в тех случаях, когда естественного дневного освещения в помещении недостаточно и нет возможности применить подсветку теней с помощью отражателей. Импульсные электронные лампы используют так, чтобы они, если их несколько, зажигались одновременно. Одновременно включаемые импульсные лампы могут быть смонтированы так, чтобы получался единый осветитель с большой площадью светящейся поверхности. Иногда каждую лампу устанавливают независимо от других.

Чтобы увеличить площадь светящейся поверхности любого источника света, применяют большие по диаметру рефлекторы (до I м в диаметре), сделанные, например, из плотных листов белой бумаги.

Лучшие изобразительные результаты при портретной съемке получаются в тех случаях, когда фотограф имеет ряд осветительных устройств импульсного типа, а также пленку, рассчитанную для использования света ламп накаливания и разнообразных осветительных устройств с лампами накаливания. Тогда он может управлять освещением: изменять направление рисующего светового пучка, менять в нем долю рассеянного и долю направленного света, осуществлять цветную подсветку теней и фон.