Семейный паразитизм

Проблема женщины, ее положение в обществе и семье – одна из основных тем морализаторского направления в африканском кино. О нетерпимости устаревших взглядов на роль женщины кинематографисты говорят, используя не только художественные средства, но и открытую публицистику. Так, в фильме С. Камба «Цена одного союза» (1974) ошибочно обвиненная в супружеской измене молодая женщина говорит, обращаясь к людям, которые ее судят, а по сути дела – к зрителям: «Старейшины, вы хорошо знаете, что законы нашего общества неумолимы. Любое их нарушение вызывает очень серьезное наказание, и нет смягчающих обстоятельств. Это особенно ярко проявляется в отношении к женщине. Женщина не может выйти замуж по своему выбору. Она поступает в распоряжение мужа как предмет, или по воле родителей, или по договоренности между племенами. Положение женщины хуже, чем положение рабыни. Наше общество является несправедливым».

Семейный паразитизм. В традиционной Африке существует так называемая система «ндуку» (братья по племени). По словам покойного лидера освободительного движения в Гвинее (Бисау) Амилкара Кабрала, это «традиция, согласно которой, например, если у меня есть дядя в городе, я могу приехать и жить в его доме не работая, а он меня будет содержать». Речь идет о существующем в Африке традиционном типе широких семейных связей, определивших этику безотчетной солидарности и взаимопомощи.

Фильм Анри Дюпарка из Берега Слоновой Кости «Семья» (1974) протестует как раз против такого извращенного представления о нормах обычного права, по которым каждый член общины обязан помогать сородичу, невзирая ни на что.