Самобытный африканский киностиль

Действительно, актерская проблема меньше других волнует кинематографистов Африки. Сказывается природная одаренность, артистичность, художественное чутье многих африканцев. Фольклорные ансамбли, приезжавшие на гастроли в Советский Союз, обратили на себя внимание не только высоким исполнительским уровнем, но и умением создавать в танце живые, яркие образы. Подлинно народная достоверность непрофессиональных актеров придает особое своеобразие африканскому кино.

Самобытный африканский киностиль рождается в борьбе с буржуазным кинематографом, рождается творчеством художников оригинальных, сумевших соединить духовные потребности общества со специфическим языком кино. Достаточно вспомнить сдержанный, похожий на подземный вулкан, темперамент Усмана Сембена и неистовство Меда Хондо, игривость Джибрила Диопа и иронию Дезире Экаре, лукавый юмор Алассана Мустафы и трагический взгляд Умару Ганда, дидактику Абабакара Самба и критический реализм Махамы Траоре, чтобы увидеть, что в этом кино уже немало подлинно самобытных художников. Эти и другие мастера – уже не социологические свидетели, а художники, обладающие каждый своим стилем и манерой выражения.

Крупнейшая индивидуальность африканского кино – Усман Сембен. Легкий на подъем, ироничного склада ума, умный и трудолюбивый, стойкий и талантливый, он создает кино политическое, но не плакатное, дидактическое, но не декларативное, кино, одновременно являющееся и народным зрелищем, и педагогикой, и призывом к изменению мира. К какой бы теме Сембен ни обращался, он сохраняет форму народного рассказа, понятного всем. Первые его фильмы были проникнуты духом итальянского неореализма: Сембен черпал сюжеты прямо из жизни, страсти его героев просты и понятны, линейность повествования, ясность изложения, четкость кадров делают их доступными пониманию больших масс зрителей. Но неореализм Сембена, обращающегося к неграмотному народу, отличается явным, стремлением к дидактике. Сембен активен, он стремится изменить образ мыслей людей. Он обогащает неореализм типично африканскими чертами и вырабатывает от фильма к фильму специфический стиль, руководствуясь ясными и четкими политическими тенденциями.