Романсовые мелодические фразы

Вслушиваясь в такие детали, понимаешь, что наиболее типичные романсовые мелодические фразы попали у Петрова на примечательные слова: «чем старинней наивность романса» и «отвори мне калитку в былое». Почти во всех остальных случаях «старин-ность» мелодических оборотов довольно иллюзорна. Иллюзорна она и в гармонии. Пожалуй, лишь в тт. 19-21 и в кадан-совом трехтакте мы встречаемся с ходовыми гармоническими оборотами бытового романса. В остальных же случаях всегда обнаруживается что-то, невозможное в старинной модели: замена тонических трезвучия и квартсекстаккорда тоническим септаккордом и секстаккордом третьей ступени (тт. 17-18), дезальтерация внутри субдоминанты (тт. 12-13), замена кадансового кварт-секста на септаккорд третьей ступени с последующим разрешением его в побочную доминанту ко второй (тт. 29-30), использование в кульминации (т. 25) доминантового терцдецимаккорда с фактурой, обнажающей его полифункциональность, и т. п. Но и в «старинных» гармонических ходах можно услышать нечто для них непривычное. Конечно, доминантнонаккорд ко второй ступени для романса не новинка, но вряд ли в каком-нибудь бытовом романсе прошлого века он звучал так, как в т. 19,- с квартой вместо терции, отчетливо демонстрируя наложение на побочную доминанту побочной субдоминанты.

Пристальное вслушивание в гармоническую вертикаль романса убеждает, что иллюзорно и ощущение ее консонантности. Здесь нет того «загрязнения» гармонии побочными тонами, о котором шла речь выше, но вводнотоновые интонации в мелодии и расположение ряда септаккордов накидывают на внешнее благозвучие тонкую, но прочную сеть диссонантного напряжения.