Рисующий свет

При съемке на натуре источником рисующего света служит солнце. В зависимости от атмосферных условий меняется степень рассеяния солнечного света, от высоты солнца над горизонтом меняется главным образом «геометрия светотени», а именно: к полудню тени укорачиваются, а к закату — удлиняются. Из-за изменения направления и протяженности теней в течение дня меняется не только цветовая, но и линейная композиция натурных снимков.

С изменением положения солнца над горизонтом меняются «геометрия светотени» и цвет рисующего света. В дневное время от солнца излучается желто-белый свет, к вечеру он становится сначала золотистым, оранжевым, а при закате солнца—красным. В то же время от небосвода излучается сине-голубой свет, а от облаков — белый. Поэтому даже цветотеневые контрасты в течение дня меняются от наличия облаков и плотности облачного покрова. Соответственно изменяется и колорит всего снимка.

С увеличением высоты солнца над горизонтом увеличивается освещенность горизонтально расположенных поверхностей и уменьшается освещенность разноцветных вертикальных поверхностей. Поэтому при высоком расположении солнца мы видим меньшее разнообразие цветов, а при низком — большее.

В течение дня меняется также площадь, освещенная солнечным светом небосвода. С увеличением облачности и воздушной дымки при снижении солнца к горизонту площадь освещенной части небосвода вокруг солнечного диска расширяется. Вследствие этого увеличивается протяженность светотеневых переходов. В безоблачную погоду рисующим светом является лишь направленный прямой солнечный свет, который создает резкие контрастные тени.

Из-за изменения цветности освещенного небосвода меняется не только протяженность светотеневых переходов, но и их цвет. Чем больше доля красного света, излучаемого участком небосвода вокруг солнца, тем краснее тени и теплее колорит всей фотографии. При цветотене-вом солнечном освещении портретные снимки получаются пластичными и выразительными по цвету и по цветовому тону.

Моделирующий свет, с помощью которого дополнительно осветляют затененные участки кадра и выделяют сюжетно важные детали, создается при съемках на натуре с помощью светоотражающих экранов. Применение разноцветных экранов позволяет менять цветность моделирующего света и, следовательно, цветотеневые контрасты лишь на близко расположенных предметах. Цветовой и светотеневой контрасты далеко расположенных предметов при съемке на натуре зависят главным образом от воздушной дымки.

Например, при съемке в солнечную погоду синие тени можно дополнительно подсветить с помощью светоотражающих экранов с золотистой фольгой, в результате понизится желто-синий контраст светотени до требуемого.

Контровой свет (контражур) играет важную роль в фотографии вообще и в цветной в особенности. Контрово свет создается источником, находящимся позади снимаемого объекта. В пейзажной фотографии таким источи -ком оказывается солнце. Использование контрового св требует соблюдения определенных правил. Так, ну*

чтобы солнечный диск был заслонен каким-либо предметом, допустим стволом дерева. Контровой свет дает самые неожиданные оттенки цвета при закате солнца—от фиолетовых, багровых, до нежно-желтых, золотистых. При этом передний план — деревья, их кроны — оказывается почти черным, силуэтным, что создает особый световой эффект (см. ил. 9).

Воздушная дымка и перспектива

В ранние утренние часы у поверхности земли обычно образуется воздушная дымка. С подъемом солнца над горизонтом земля прогревается, воздушная дымка соответственно поднимается и ее плотность уменьшается. С уменьшением плотности дымки усиливается цветовой контраст светотени, уменьшается воздушная перспектива, соответственно меняется колорит изображения. Для летнего утра, например, характерны мягкие розово-голубые светотени, а для дневного времени — контрастные желто-синие. Поэтому в утренние часы удается получить снимки в холодном розово-голубом колорите, а в дневное время — в теплой желтоватой тональности. Поскольку дымка меняется в зависимости от направления съемки, колорит изображения получается различным.

Если съемку производят при контровом или задне-боковом освещении и дымка рассматривается на просвет, последняя выглядит белой или бело-розовой. Если же солнечный свет направлен на объект сбоку, дымка получается светло-голубой; если же снимают при освещении объекта передним светом, дымка получается серо-голубой или совсем серого цвета. Чем больше плотность воздушной дымки, тем серее она получается на снимке при съемке со стороны солнца. Таким образом, благодаря дымке усиливаются цветовые перспективные различия между близко расположенными и удаленными предмета-ми.

В летнее время к вечеру нередко появляется пылевая дымка. Она также усиливает перспективу, но в отличие от утренней дымки имеет серо-желтую или даже красную окраску. Поэтому в вечернее время колорит объекта съемки существенно отличается от утреннего и дневного.

Многообразие цветовых оттенков на небосводе существенно меняется также от вида и высоты расположенных облаков: перистых, кучевых и др. В целом же для снимков, сделанных в летнее время на натуре, характерны голубоватые, серебристые или золотистые гона. Воздух как бы окутывает предметы мягкой пеленой, поэтому тени и контрасты смягчаются, а цветовой тон приближается к цвету освещения.

Отсутствие воздушной дымки в зимнее время компенсируется большим количеством света, отраженного от снежного покрова.

Съемка пейзажей

С развитием цветной фотографии существенно расширилась изобразительная палитра пейзажной съемки, появилась возможность выразительно отображать теплоту солнечного света, многокрасочность осенних лесов, стужу зимних дней. Пейзаж—это образное изображение местности, состояния природы, времени года и дня. Пейзаж дает обобщенное представление о каком-либо типичном природном явлении, специфике географического района.

В цветной фотографии большинство пейзажей относится к сельским, в некоторых из них изображаются равнинные и горные ландшафты, берега озер и рек, лесные массивы, поля и луга. Вместе с тем широко распространены городские и морские пейзажи. В городских пейзажах отображаются характерные черты данного города, его улицы, природные явления в условиях юрода. Городской пейзаж нередко тесно связан со съемкой архитектурных сооружений.

В современной художественной фотографии к пейзажам относят и те снимки, которые дают представление о современных стройках, гидросооружениях, промышленных комплексах. Однако наиболее распространенными остаются все же снимки «романтического» сельского пейзажа, в которых передается красота уголков природы, красота эффектов освещения.

Цветовая композиция пейзажного снимка существенно зависит от цветности освещения и атмосферных условии.

Поэтому пейзажные снимки подразделяют по времени года. К эффектным относят снимки, которые фотографируют на восходе и на закате солнца, в сумерках и при специальном освещении («под ночь»).

Временная классификация пейзажных съемок обусловлена тем, что для каждого времени года и дня свойствен свой, индивидуальный колорит. Отображение характерного для каждого времени колорита — одна из первых задач цветной пейзажной съемки. Вторая задача заключается в изображении рельефа местности. Третья — состоит в получении интересного снимка, привлекающего внимание зрителя не только изобразительной формой, но и мастерством съемки, выразительностью композиции.

Для пейзажной съемки пригоден любой фотоаппарат, но некоторые из них имеют определенные преимущества. Ходить по полям, лесам и тем более по горам удобнее с малоформатным фотоаппаратом. Однако он не позволяет получать пейзажные снимки, насыщенные изобразительно интересными мелкими деталями. Для таких съемок пред-почтительнее иметь широкоформатные фотоаппараты. Они дают возможность передавать более резкими мелкие детали, выявлять их цвета, полнее использовать резко-стную (рельефную) перспективу для выявления пейзажного пространства. Причем более удобны фотоаппараты с зеркальными видоискателями, которые позволяют видеть выбранный кадр в большом размере и поэтому точнее организовать его композицию, установить оттеняющий светофильтр, светорассеивающую сетку или диффузор.

Естественно, что такую съемку следует производить с использованием штатива. Установив фотоаппарат на штативе, фотограф имеет возможность отойти в сторону от фотоаппарата, подойти ближе или отойти дальше от объекта и тем самым тщательнее выбрать композицию кадра, убедиться в правильности выбора точки съемки, высоты расположения фотоаппарата, а также дождаться нужного момента съемки. Штатив совершенно необходим и в тех случаях, когда для повышения резкости изображения приходится сильно диафрагмировать объектив и соответственно увеличивать время экспонирования.

В пейзажных снимках наиболее отчетливо проявляется не только любовь к природе, но и художественная одаренность фотографа.

Известный художник К. Коро писал о том, что прекрасное в искусстве — это правда, слитая с впечатлением, полученным нами от природы. «Я бываю поражен при виде какой-нибудь местности. Добиваясь точности изображения, я ни на минуту не забываю охватившего меня чувства. Реальное — это часть искусства. Чувство его дополняет».

Во время съемки важно почувствовать и передать сюжетную направленность пейзажа, смысл изображаемого и найти в ландшафте то, что особенно привлекает. Сюжетная направленность определяется главным образом линейной и цветовой композицией снимка, а настроение пейзажа — тональностью и колоритом изображения.

Основной композиционный прием сводится к тому, что контуры изображаемых предметов, светотеневые и цветовые контрасты направляют взгляд зрителя по ведущим линиям к сюжетному центру, что является главным в пейзаже. Снимки, в которых ведущие линии, определяющие линейную перспективу, пересекают кадр по диагонали, иногда называют диагональными.

От композиции пейзажного снимка требуется не только единство его частей, но и принцип устойчивости. При съемке мостов в кадре желательно показать две опоры или хотя бы часть второй опоры. Арка моста не должна зависать на краю снимка. Если изображается крона деревьев, то для создания ощущения устойчивости в кадр должна входить хотя бы часть ствола дерева.

Независимо от направления ведущих линий в пейзажном снимке должен также быть сюжетный центр. Однако, если в пейзажный сюжет включены люди, они не должны доминировать.

Поскольку цветовая композиция пейзажа зависит от времени съемки и погодных явлений, рассмотрим ocoбенности снимков, сделанных весной, летом, осенью и зимой в разное время дня и при разной погоде.

Весенний пейзаж. В те дни, когда сходит снег и образуются проталины, когда еще не появилась первая зелень, в композиции цветных снимков преобладает рисунок и светотональные сочетания (ил. 31). Для таких изображений характерна монохромность — единство цветотеневого оттенка для всех предметов.

Затем первая зелень, первые цветы становятся основой композиции последующих весенних дней. Цветность освещения в таких снимках не играет решающего значения, колорит изображения определяется выбранным объектом съемки, его цветовыми контрастами. Чтобы отчетливее передать окраску и фактуру распустившихся цветов, освещение должно быть мягким, не контрастным. На снимке «Ландыш» (ил. 32) хорошо видно, как растение пробивает себе дорогу к жизни. Белый цвет ландыша четко выделяется на фоне фиолетовых цветов и яркой зелени. Этим создается цветовой контраст на снимке.

Особенно выразительными получаются снимки, сделанные ранним утром, когда еще не просохшая роса делает цветовые сочетания контрастными и многообразными, а легкая дымка смягчает резкость теней. Цветовые тона меняются в широких пределах и даже сине-зеленый Цвет зелени нам кажется в весенние дни слишком насыщенным.