Религия в Черной Африке

Религия. Поражает настойчивость, с которой кинематографисты используют каждый повод, чтобы представить в неприглядном виде марабута- знатока Корана, мусульманского священника, знахаря и колдуна. Можно понять, что это результат нового отношения к религии у передовых деятелей культуры после провозглашения независимости. В колониальные времена на нее смотрели как на составную часть культуры народа и видели в ней один из факторов борьбы с насильственной культуризацией. Во всяком случае, она служила для угнетенных своего рода убежищем. Антиколониалистская направленность религии помогала на определенном этапе преодолеть комплекс неполноценности, вызванный колониализмом, восстановить в африканце поруганное достоинство. Однако надо помнить об ограниченности элементов «бунтарства» в любой религии. Достаточно сказать, что ислам и во времена колониализма играл двойственную роль: с одной стороны – был средством сплочения против иностранного давления, с другой – использовался против народа как колониалистами, так и племенной знатью.

В Черной Африке существует три основных вида религии. Традиционные религии – вера в души и духов, фетиши и магию, культ предков и колдовство сочетаются и с христианством, и с мусульманством. Однако местные культы охватывают больше половины населения, и поэтому в их адрес в первую очередь раздается критика с экрана.

У Сембен в «Эмитаи» показывает религию как консервативный элемент, тормозящий проведение в жизнь полезных решений, как силу, зовущую к покорности. Отряд колониальных войск пришел в сенегальскую деревню, чтобы забрать налог – урожай риса и набрать рекрутов. «Знают ли боги о нашем положении? спрашивает старик Кебебе. Раз они молчат, то мы не можем их гневить и должны подчиниться». На языке Диола Эмитай – племенное божество, «хозяин неба и войны». Он представлен в виде высохшего причудливой формы дерева без кроны. Юноши с отливающими сталью мускулами приносят Эмитаю жертвы, пока не решаются взять в руки копья. Наивная и бесполезная вещество бога сменяется верой в свои руки. Призыв уминало от пули вождя Джимеко: одушеви ТЬ С копьем в руке!» воейг людей. Фильм утверждал мысль о том, что люди должны сами решать свою судьбу -боги здесь ни при чем.