Разговор о современной легкой музыке

И должно быть, зайди разговор о современной легкой музыке во всем объеме ее новейших и разнообразнейших направлений (в чересполосице которых путаются даже специалисты), следовало бы заметить, что в целом ведет она себя нынче нехорошо: проявляет агрессивность, стремится к экспансии в чужие области, в частности, угрожает заменить собой всю бытовую музыку, если не всю музыку вообще. Однако об этой опасности уже многое многими говорилось; не раз высказывался о ней и Андрей Петров, чья легкая музыка, на мой взгляд, никогда не замахивается на то, что такого рода музыке недоступно, и отличается упоминавшейся уже ненавязчивостью, особо привлекательной на современном фоне.

Но поскольку это само по себе не может застраховать легкие жанры, представленные в киномузыке Петрова, от обвинений, привычно адресуемых легкой музыке,- обвинений, в которых «грех» банальности, как правило, увязывается с «грехами» развлекательности и легкодоступности, постольку необходимо напомнить еще кое о чем, достаточно очевидном.

Не потому легкая музыка легко воспринимается слушателем,

і что развлекает его, а потому, что она – бытовая. Отнюдь не развлекательные бытовые жанры (такие, скажем, как колыбельная, гимн или траурный марш) воспринимать ничуть не труднее, чем

І легкие (танцевальные или песенные). Легкая музыка действительно опирается на общеизвестные, то есть банальные, интонации, но не потому, что воплощает легкое отношение к жизни, а потому, что она – бытовая. Упрек в банальности можно адресовать любым бытовым жанрам – и легким и серьезным, но стоит ли это делать? Ведь постоянная опора на интонации, по выражению Асафьева, «ходячие, как монета, и истертые» есть необходимое условие существования бытовой музыки.