Ракурс

Ракурс

Толчешься у предмета, здания или у человека и думаешь, а как его снять — так, так или так?.. Все старо… (Александр Родченко).

Термин ракурс имеет французское происхождение и означает укороченный, сокращенный. Ракурсная съемка — это съемка объекта под углом и с близкого расстояния.

Ракурсные снимки отличаются подчеркнутыми перспективными сходами вертикалей и выраженными перспективными сокращениями. Это происходит потому, что здесь начинает сказываться разница расстояний от объектива фотоаппарата до верхних и нижних частей снимаемого объекта. С приближением точки съемки к объекту существенно увеличивается угол наклона оптической оси объектива, а разница расстояний до верхней и нижней частей фигуры возрастает. Это положение можно проиллюстрировать следующим образом. Предположим, мы снимаем здание. Для чистоты эксперимента используем штатный объектив, то есть такой, фокусное расстояние которого равно диагонали кадра. Первая точка съемки находится далеко от здания (например, дальше сотни фокусных расстояний объектива). В этом случае мы получим изображение здания без видимых геометрических искажений. Объектив станет рассматривать его как плоскость, все выступающие детали будут находиться как бы в этой плоскости. Это связано с тем, что расстояние А-В (от объектива до объекта) значительно превосходит расстояние C-D (между верхней и нижней точками объекта). Приблизившись к зданию, мы обнаружим, что расстояние А-В стало меньше, чем расстояние C-D. Точка D расположена очень близко к объективу, а точка С удалена от объектива в фотографическую бесконечность. Таким образом, точка D будет изображаться преувеличенно большой, точка А — маленькой. В этом случае нарушаются пропорции объекта, мы как бы снимаем один объект по частям в разных масштабах. Каждая часть фотографируется в своем масштабе, в зависимости от степени близости к объективу. Так возникают искажения объекта съемки в изображении.

 

Ракурс

 

Отсюда можно сделать вывод, что ракурсные искажения связаны прежде всего не с фокусным расстоянием объектива (хотя в конструкцию сверх широкоугольного объектива заложены геометрические искажения получаемого изображения), а с углом, под которым ведется съемка, и с расстоянием до объекта.

Ракурс выводит наши представления о предмете за грань обыденного. Изображения, снятые в ракурсе, переключают внимание с объекта как такового на то, что он может означать. Форма начинает преобладать над содержанием. Необычность, неузнаваемость привычных объектов приводит в той или иной степени к формализации и движению по поверхности в процессе восприятия изображения. Другими словами, размышления зрителя идут не по визуальному ряду, а, как сегодня модно говорить, по виртуальному.

 

ИЗ МОИХ ЛЕКЦИЙ В ФОТОШКОЛЕ ФОТОГРАФ ВГИК-ФОТО

ВОПРОС С МЕСТА: Я смотрела работы Родченко и не поняла. Бесконечные ракурсы снизу и сверху. Искаженные лица и фигуры. Я почитала о Родченко и снова не поняла: в текстах говорилось о новаторстве, а фотографии однообразные и скучные. Почему он главный фотограф в России?

НИКОЛАЙ ЖОЛУДЕВ: Вопрос болезненный и, как это ни парадоксально звучит, не очень связан с композицией.

Действительно, количество текстов, посвященных этому фотографу, наверное (я не анализировал), значительно превышает количество написанного о любом другом отечественном фотографе. В чем была миссия Родченко, если исходить из его текстов? Показать, что взгляд на объект съемки может, а по Родченко — должен отличаться от привычного созерцания, от привычной точки съемки. Сама идея была прогрессивной для 20-30-х годов прошлого века и формальной.

Формальная идея нашла практическое формальное воплощение в творчестве талантливого фотографа. В немалой степени фотографии Родченко были реакцией на течение пикториализм. Фотографы этого направления стремились к живописности и постановочности в своем творчестве. Родченко проповедовал документализм и острый взгляд, заключавшийся в ракурсной съемке. Хочу заметить, что если выставить длиннейший ряд пикториальных фотографий, созданных в одном приеме (а пикториальная фотография может быть сделана разными способами), и сопоставимый по количеству ряд из фотографий Родченко, оба ряда бду скучны в восприятии. Но если они будут вывешены на противоположных стенках, возникнет конфликт, эстетический и идеологический. В этот момент и возникает поле деятельности для искусствоведов, которое находится между фотографиями, в пространстве, разделяющем пиктореализм и документальную или, как ее еще называют, живую фотографию. Они (искусствоведы) будут писать — и пишут — о социокультурном концепте в творчестве Родченко, о революционных взглядах, о смене общественно-экономических формаций, о течении конструктивизма, о новом видении и еще о многих интересных вещах, практически не имеющих никакого отношения к композиции, которой мы занимаемся.

Безусловно одно: каждое новое время рождает новые композиционные формы и берет на вооружение или использует как фундамент формы, предшествовавшие им. Этот процесс диалектический: отрицание старого рождает новое. Вот бы еще знать, когда это новое время наступает. А то получается так: новое интерпретируется как новое спустя век после того, как это новое пришло. Надеюсь, что вы понимаете, я не хотел обидеть искусствоведов, горячо мною любимых, делающих большое, важное и необходимое дело, на чьих книгах я учился и до сих пор обращаюсь к их трудам в своей работе, — тем более тех, кто занимается фотографией в нашей стране. Это подвижники, и, к сожалению, их мало.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FotoStar-Pro - все  профессионально и качественно..