Психология потребительского общества

Психологию потребительского общества воспринял, например, герой комедии нигерца Алассана Мустафы «Жена, вилла, машина, деньги» (1971) телефонист Али. Представитель средних городских слоев, он ведет скромную жизнь со своей женой Хауа. Но вот, успешно пройдя конкурс, он получает более высовдй. пост. Его жизнь меняется: приемы, ночные заведения, увеселительные поездки. Венцом его стремлений становится вторая более «передовая»   жена Анриетта,   автомобиль и вилла. Но, чтобы поддерживать подобный уровень жизни, он залезает в общественный карман и в конце концов   оказывается в тюрьме.

В фильме-пародии сенегальца М. Траоре «Ламбай» (1972) действие происходит в вымышленном королевстве, где царят взяточничество и коррупция. В сюжете явно использованы мотивы гоголевского «Ревизора», но в героях зрители узнают нынешних провинциальных чиновников. Однако в отличие от произведения Гоголя, в котором содержатся не только ирония и юмор, но и сарказм, и гнев, «Ламбай» не стал обвинением взяточничеству, непреодоленному наследству колониальной системы,- не стал из-за стремления режиссера добиться зрелищности во что бы то ни стало. Сатира оказалась слишком облегченной.

Моральные аспекты, порожденные влиянием капиталистических стран, отчетливо просматриваются в картинах как «городских» по материалу, так и «деревенских».

Город. Тема миграции крестьян в города – одна из основных тем африканского кино. Их гонит из деревни бедность, тяга к городской цивилизации, разрушение патриархальной общины и связанное с этим социальное расслоение деревни. Урбанизация – явление в историческом плане прогрессивное. «Подобно отвлечению населения от земледелия в города, неземледельческий отход представляет из себя явление прогрессивное. Он вырывает население из заброшенных, отсталых, забытых историей захолустий и втягивает его в водоворот современной общественной жизни. Он повышает грамотность населения и сознательность его, прививает ему культурные привычки и потребности».