Пространное отступление

Но здесь я должен сделать пространное отступление, без которого не смогу объяснить читателю, какую (замечательную, на мой вкус) «изюминку» можно услышать в музыкальном портрете А. П. Бузыкина – героя «Осеннего марафона».

Французский ученый А. Молль в известной книге «Социодина-мика культуры» характеризует современный тип культуры как мозаичный и противопоставляет его классическому. В грубом упрощении суть вот в чем: образование в прошлом давало, возможно, меньшую сумму знаний, чем нынешнее, но выстраивало эти знания в строгом порядке, и в памяти человека они складывались в стройную систему. Современный человек получает огромную массу информации, но запавшие в его память сведения часто обрывочны, хаотичны. Он, попросту говоря, знает обо всем понемногу , в сознании его, как в мозаике, сведения из одной области соседствуют со сведениями из другой, причем нередко без всякой логической взаимосвязи. В той или иной мере мы все носители такого сознания. Не исключено, что в наше время другого и быть не может, но этот тип сознания приобретает порой ту карикатурную форму, которая, на мой взгляд, довольно остроумно представлена во вступлении к шутливо-серьезной поэме Давида Самойлова «Струфиан», имеющей подзаголовок «недостоверная повесть»: