Проблема оригинальности

Я вынес эти слова в название главы, потому что их можно отнести ко многим фрагментам киномузыки Андрея Петрова. Как именно решает композитор «квадратуру круга» в музыке к фильмам, я и постараюсь показать далее, предварительно напомнив, что кинематограф одновременно и усложняет и облегчает решение этой отнюдь не простой задачи.

Если проблема оригинальности – самая болезненная точка в суждениях о бытовой музыке, то в разговоре о киномузыке она становится еще болезненней.

Зачастую в самом режиссерском задании композитору содержится скрытая или явная просьба повторить что-то уже ранее сделанное. Это «что-то» может быть как музыкой других авторов (вспомним Интермеццо Брамса, предложенное Данелия Петрову в качестве модели для «Осеннего марафона»), так и музыкой, написанной данным композитором к предшествующим фильмам (Петров, например, сообщает, что некоторые режиссеры просили его написать музыку такую же, как в «Я шагаю по Москве»).

Обвинять режиссеров в недостатке музыкальной фантазии не следует. Пожалуй, только постановщик фантастического фильма, где действие происходит в весьма отдаленном будущем или персонажами выступают инопланетяне и роботы, может пожелать музыки, заведомо ни на что не похожей. Как правило же, не режиссеру, а самому фильму нужна музыка, на что-то похожая, а порой и до неразличимости похожая.