Практически цветовая температура

Практически цветовая температура определяется отно¬шением цветоделенных лучистых потоков, измеренных в синей и красной зонах спектра. Заранее установленные для различных цветовых температур соотношения интен¬сивности синего и красного излучений дают возможность по измеренному соотношению для любого источника света определить его цветовую температуру. Измеритель цвето¬вой температуры построен и откалиброван по этому принципу.
Измерители цветовой температуры используют в неко¬торых случаях для правильного выбора так называемых компенсационных светофильтров, с помощью которых меняется спектральный состав освещения. Такие свето¬фильтры применяют, например, в тех случаях, когда в распоряжении фотографа имеется пленка, рассчитанная на освещение, создаваемое лампами накаливания, а прихо¬дится се использовать для съемки при естественном дневном освещении или, наоборот, когда в наличии имеет¬ся пленка, предназначенная для съемки на натуре при дневном свете, а приходится ее использовать при освеще¬нии, создаваемом лампами накаливания, или на натуре в вечерние часы, когда в освещении преобладают красные излучения.
Цветные фотографические пленки выпускают в насто¬ящее время двух типов. Первые предназначены для съемок при естественном солнечном освещении с цветовой температурой, близкой к 5500 К. Такие цветные фотоп¬ленки называю! по первым буквам используемого освеще¬ния: пленками типа ДС (см. с. 169). На упаковке пленки этого типа иногда символически изображено солнце. Ко второму типу относятся пленки, предназначенные для съемок при свете ламп накаливания с цветовой температу¬рой, близкой к 2850 К. Их называют пленками типа ЛН.
В светотехнике стандартизован ряд источников света с различной цветовой температурой. В том числе: А—лам¬па накаливания 2850 К: В—средний солнечный свет 5500 К; D65o—дневной свет 6500; D-«0 — дневной свет 7500 К.
Свет электронной импульсной лампы близок по цветно¬сти к среднему естественному дневному освещению. Лю¬минесцентные лампы делят на «теплые», которые создают свещение, близкое по цветности к солнечному свету, и «холодные» — те, которые создают свет, близкий к голу¬боватому дневному освещению.
Обычно при любительских фотосъемках нет необходи¬мости применять компенсационные светофильтры, даже когда пленка рассчитана на средний солнечный свет с цветовой температурой 5500 К, а приходится фотографи¬ровать при другом освещении, например в пасмурные или туманные дни. Желтые или голубые компенсационные светофильтры применяют только в тех случаях, когда требуется получить технически правильное изображение, в котором не воспроизводятся цветовые сочетания, характер¬ные для данного освещения.
В некоторых случаях при репродуцировании живопис¬ных произведений применяют также зеленые и пурпурные светофильтры. Для выбора этих светофильтров используют трехзональные фотометры, которые позволяют опреде¬лить соотношение лучистых потоков во всех трех зонах спектра: синей, зеленой и красной. Однако в практике любительской фотографии трехзональные фотометры, так же как зеленые и пурпурные корректирующие светофиль¬тры, не применяют. Это объясняется прежде всего тем, что для точной коррекции необходимо знать фактическое значение светочувствительности для каждого из трех слоев используемой цветной пленки.