Позитивного   изображения методом маскирования

Маскирование позволяет улучшать качество позитив­ного изображения при печати с вялого и очень контраст­ного негатива, не подвергая его химической обработке или ретуши. Этот метод заключается в получении с негатива контактным способом нерезкой маски (позитива или нега­тива) на прозрачной подложке. Маску накладывают на негатив, совмещая их изображения. Затем экспонируют через такой «двойной негатив».

Нерезкую маску применяют потому, что она не тре­бует очень точного совмещения контуров изображений, что было бы необходимым и достаточно трудным при рез­кой маске.

Маскирование контрастного негатива. Этот метод ис­пользуется для уменьшения позитивной маской интер­вала оптических плотностей почернений негатива (ADHer), что улучшает проработку деталей в тенях и светах пози­тивного изображения. Разность Z)Ma„c — DM„n при наложе­нии маски с позитивным изображением на негатив умень­шается потому, что прозрачным участкам негатива соот­ветствуют плотные участки маски, а его плотным участ­кам — прозрачные участки маски. Чем выше оптическая плотность маски, тем меньшим будет ADaer 4-маска. Обычно ADaer снижают настолько, чтобы он был несколько меньше полезного интервала экспозиций фотобумаги. Кроме того, этот способ позволяет увеличивать кажущуюся резкость деталей на фотоотпечатке или диапозитиве.

Такое визуальное улучшение резкости объясняется тем, что маскирование, уменьшая интервал оптических плотностей почернений негатива, не изменяет контраста между деталями изображения. Когда ADaer уменьшен, то используют более контрастную фотобумагу, отчего кон­трасты между деталями, не измененные маской, увеличи­ваются значительнее по сравнению с контрастом изобра­жения в целом и оно становится как бы более резким.

Маска должна быть менее плотной и менее контрастной, чем негатив. Поэтому ее надо печатать на малоконтрастных фотоматериалах — полутоновых репродукционных фо­топластинках или фототехнических пленках ФТ-10. Если пользоваться для этой цели контрастным фотоматериалом, предположим диапозитивной фотопластинкой, маска полу­чается контрастной. В этом случае при печати негатива 4-контрастная маска может образоваться на фотоотпе­чатке белая кайма у деталей с большой оптической плот­ностью.

Маску получают нерезкой контактной печатью, поме­щая между негативом и позитивным фотоматериалом стеклянную пластинку толщиной 2—3 мм. Освещение при печати обязательно должно быть рассеянным, так как на­правленное освещение часто вызывает образование кай­мы около контуров деталей. Проявляют маску в мягко-работающем проявителе, например № 1 (см. табл. 4), раз­бавляя его водой вдвое.

Чтобы облегчить последующее совмещение маски с негативом, на нем предварительно вне изображения, например внизу и вверху, прочерчивают черной тушью две небольшие линии, пересекающие друг друга под пря­мым углом (крестик). Хотя на маске они выйдут нерезки­ми, по ним все же с достаточной точностью можно совмес­тить маскирующее изображение с негативным. Затем не­гатив с маской окантовывают и печатают на фотобумаге. Окантовку надо производить аккуратно — иначе изобра­жения будут сдвинуты.

Более просто маску можно совместить с негативом, если центры крестиков проколоть тонкой иглой и, пропустив через прокол черную нитку, завязать ее.

Маскирование вялого негатива. Если к негативу с очень малым интервалом оптических плотностей невоз­можно подобрать фотобумагу, то ADllCT увеличивают не­гативной маской.

Для этой цели позитивную нерезкую маску, получен­ную, как было описано выше, печатают на малоконтраст­ном фотоматериале и мягко проявляют. Понятно, что она будет иметь нерезкое негативное изображение.

Затем одним из способов, указанных выше, негативную маску совмещают с оригинальным негативом и печатают.

Маскирование позволяет получать удовлетворительные позитивы с очень малоконтрастного негатива при условии, если на нем имеется достаточно деталей.