Постановочная фотография

Постановочная фотография

Постановочная фотография — это «документ», подтверждающий талант и фантазию фотографа.

Можно рассматривать два вида композиционных построений: «композиция выбора» и «композиция организации».

С «композицией выбора» имеют дело все, кто занимается документальной, репортажной съемкой. Работая в этом жанре, фотограф не может влиять на ход события, разворачивающегося перед его объективом. Он не в силах остановить или изменить ради своих профессиональных нужд объективное движение сюжета. Было бы по меньшей мере странным, если бы кто-то из фотографов, например на пресс-конференции, попросил выступающего прерваться и развернуться в три четверти, так как этот разворот будет наилучшим для фотографа.

И все же специфика работы в документальном жанре не предполагает отношение к объекту съемки, укладывающееся в фразу: «Снять абы как, только бы получилось». В документальной и репортажной фотографии фотограф сочиняет композицию, выстраивая ее по всем законам, присущим искусству фотографии. Конечно, процесс сочинения носит специфический характер. Прежде всего фотограф выбирает из предложенных обстоятельств тот фрагмент, который считает наиболее подходящим для раскрытия темы. Взгляд фотографа — выбор точки съемки, оптики, освещения — определенным образом повлияет на тему, определив отношение зрителя к происходящему. Не секрет, что зритель видит событие глазами фотографа. Подача события и будет зависеть от всего арсенала выразительных средств, которыми владеет или не владеет фотограф.

Конечно, результат обусловлен не только его мастерством. Существенную роль в формировании изображения играет характер фотографа и его отношение к происходящему. И если свое отношение к сюжету можно спрятать, например, работая над заказом, который вам не по душе (о личном отношении к событию можно забыть, поставив перед собой основной задачей профессионально выполненную работу), то от собственного характера уйти невозможно, отражения его обязательно будут присутствовать в изобразительном материале. Можно сказать, что документальная съемка — в определенной степени каждый раз испытание характера фотографа. Результат съемки — пластическая интерпретация идеологии прошедшего события.

«Композиция организации» — это тот случай, когда фотограф на протяжении развития сюжета оказывает влияние на процесс создания композиции. Фотограф организует кадр по своему усмотрению (исходя из задачи). Он может и должен руководить моделью, выбирая наиболее эффектный ракурс и освещение. Сюжет может повторяться перед объективом фотоаппарата необходимое количество раз, может останавливаться и возвращаться к своему началу.

Работая со светом и цветом, фотограф акцентирует внимание зрителя на главном. Обрабатывая оптический рисунок изображения, применяя специальную оптику и фильтры, располагая объект съемки в кадре, выбирая формат кадра, он сочиняет композицию… и сочинит, если знает законы, по которым она строится. С организацией композиции сталкиваются все, кто пытается заняться постановочной фотосъемкой.

Что объединяет документальную и постановочную фотографию? Композиция.

Вне композиции может существовать изображение как набор отдельных элементов. Только с помощью композиции можно донести до зрителя замысел, организовать его, зрителя, внимание, сочинить нечто новое.

Можно ли вместить в одну формулировку понятие «композиция»? Вопрос риторический. Распространенное определение композиции в переводе с латинского означает сочинение, составление, соединение, связь. В общем виде это определение относится к любой деятельности человека, требующей соединения чего-либо с чем-либо, и подобная деятельность совсем необязательно связана с художественным творчеством. Например, соединяя металлы, различные по своим характеристикам, получают новый продукт с уникальными свойствами. Этот чисто технический процесс будет называться композицией.

В живописи под композицией понимали и понимают как сюжет произведения, так и структуру. Например, классифицируют композицию так:

— историческая композиция;

— жанровая композиция;

— портретная композиция;

— пейзажная композиция и т. п.

В фотографии композицию характеризуют через структуру:

— диагональная композиция;

— центральная композиция;

— неуравновешенная композиция и т. п.

Какую бы классификацию ни принять, композиция в основе будет состоять из структуры — это скелет, который не виден, не должен быть виден. Но это не означает, что он не существует.

Интересную формулировку композиции дал Н.Н. Волков: «В самом общем смысле композицией можно было бы назвать состав и расположение частей целого, удовлетворяющее следующим условиям:

1) ни одна часть целого не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;

2) части не могут меняться местами без ущерба для целого;

3) ни один новый элемент не может быть присоединен к целому без ущерба для целого».

В этом определении важен момент «целостности». Автор рассматривает композицию как нечто целое, законченное и не поддающееся «насилию извне».  Если зритель, рассматривая изображение, умозрительно готов внести изменения в композицию — это означает, что замысел автора разваливается, и композиция не представляет собой целого. Действительно, если, например, дерево из левой части изображения можно перенести в правую, убрать совсем или, что еще хуже, добавить несколько деревьев — композиция не сложилась. Из этого можно сделать вывод: композиция — жесткая организация изобразительного материала, обладающая эстетической целостностью.

Но, продолжая размышлять о композиции, Волков приходит к выводу, что данное определение соответствует компоновке, то есть конструкции, а композиция гораздо глубже и охватывает большой круг понятий, непосредственно не связанных с расположением элементов на картинной плоскости.

Возвращаясь к фотографии. В целях анализа мы условимся, что под композицией как процессом будем понимать композиционное творчество. Сам термин «композиция» будет подчинен контексту: композиция как финал, готовое произведение, композиция на определенных стадиях создания произведения и т. п.

Композиция — это система формальных приемов, с помощью которых фотограф пытается вызвать у зрителя конкретную эстетическую реакцию на предложенное изображение.

Композиция будет складываться из определенных в своей последовательности стадий, которые мы договорились называть композиционным творчеством.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FotoStar-Pro - все  профессионально и качественно..