Постановка натюрморта

Композиция натюрморта начинается с выбора предметов и их размещения. Искусство фотографа-художника проявляется именно в постановке натюрморта.

Сначала композиция может получиться слишком пестрой или слишком сложной, связь между предметами оказывается недостаточной. Поэтому приходится один предмет убирать, другой—заменять, а третий — перемещать в фотографируемом пространстве. Освещение выбирают, как правило, применительно к уже подобранной совокупности предметов. Причем работу со светом начинают при переднем равномерном освещении, когда светотень не разрушает локальные цвета, соответствующие окраске предметов.

Над постановкой натюрморта следует работать постепенно, начиная с более простых предметов, а затем усложнять его, включая в композицию небольшое количество предметов. Причем сначала следует брать сильно различающиеся по цвету предметы и только потом переходить к деталям, близким по цвету. Подбор фактуры предметов исключительно важен. Крупнофактурная или, наоборот, гладкая блестящая ткань—лучший материал для фона.

Направление линии съемки выбирают в зависимости от того, что требуется сильнее подчеркнуть: объемную форму предметов или же их окраску и фактуру поверхности. Если набор предметов таков, что важно подчеркнуть различия в их окраске и фактуре, и эти предметы сравнительно невелики по размеру, съемку производят с верхних точек. Для этого используют короткофокусные и универсальные объективы (с фокусным расстоянием 28-^50 мм). Если снимают крупные предметы и требуется подчеркнуть их формы, съемку производят с более низкой точки, пользуясь длиннофокусными или универсальными объективами.

При съемке натюрмортов необходимо отчетливо показать фактуру материала, используя для этого цветовые и светотеневые контрасты на его поверхности. Фактура материала передается на снимке вполне четко, если цветовые контрасты, характерные для мелких деталей рисунка ткани, керамики и других предметов воспроизводить достаточно резкими. Резкость фактуры зависит не только от масштаба изображения, но и от освещения. Если натюрморт снимают с передним светом, исходящим от источника с малой площадью светящейся поверхности, то фактура на снимке получается плохо различимой. Если используют источники с большой площадью светящейся поверхности, на снимке удается передать светотеневые контрасты, обусловленные микрорельефами поверхности материала, тем самым точнее передать его фактуру.

При направленном боковом освещении контраст светов хорошо выявляет микроструктуру, но становятся невидимыми ее различия по цветности. Вместе с тем, расширяя площадь светящейся поверхности даже при боковом рисующем свете, удается достичь требуемого баланса контраста светотени и контраста цветов разноокрашенных деталей. Например, одинаковые и ровные по окраске предметы для выявления формы снимают при более направленном контрастном освещении. Если же фотографируют разноокрашенные предметы, различные по фактуре материала, то используют менее контрастное освещение, создаваемое не одним, а двумя источниками света. Площадь светящейся поверхности источника рисующего света увеличивают с помощью светорассеивающей сетки, а бокового, дополнительного света — с помощью отражателей, например листов белой бумаги (ил. 66, а, б, в).