
Первым устанавливается рисующий свет. Это делает возможным точно определить рисунок света и тени на объекте, соответствующий творческому замыслу. После рисующего ставится заполняющий свет.
На этом этапе начинается работа над контрастом (отношением освещенных и теневых участков объекта). Манипулируя интенсивностью световых потоков заполняющего и рисующего света, фотограф добивается оптимального соотношения «свет — тень».
Третьим этапом ставится прибор фонового света.
Затем — контровой… и последним — моделирующий свет.
Выше были рассмотрены пять разновидностей освещения. Это «классический набор». В реальных съемочных условиях могут использоваться два-три источника освещения. Остальные могут присутствовать в виде отраженного света.
Количество источников света может превышать пять, например, в сложно постановочных кадрах. Но сколько бы приборов ни использовалось на съемочной площадке, у зрителя должно складываться ощущение, что источник освещения — один.
Впрочем, не бывает правил без исключений. Можно создать композицию с несколькими источниками рисующего света. Чтобы убедить зрителя в своей правоте, фотограф должен либо показать в кадре всех, либо обозначить так, чтобы при просмотре изображения не возникало сомнений по поводу источников света.
Маленькие итоги
Рисующий свет
• Формирует основной световой поток, падающий на объект съемки.
• Выявляет объемы объекта съемки.
• Выявляет фактуру объекта съемки.
• Собственные и падающие тени на объекте должны образовываться только под воздействием рисующего света.
• Задает эффекты освещения.
• Предопределяет эстетику будущей фотографии.
Заполняющий свет
• Основная функция — подсветка теней на объекте съемки.
• Действие заполняющего света не должно быть видно зрителю.
• Ставится после установки рисующего света.
• Ставится невдалеке от фотоаппарата, фронтально по отношению к объекту съемки.
• С помощью заполняющего света устанавливается световой баланс (то есть контраст) на объекте.
• Оказывает влияние на характер светового и цветового рисунка на объекте и, следовательно, на эстетику будущей фотографии.
Фоновый свет
• Основная функция — освещение фона, второго плана.
• Ставится после установки заполняющего света.
• По направлению светового потока и рисунку светового пятна жестко связан с рисующим светом.
• Существенно влияет на конечный результат, на эстетику будущей фотографии.
Контровой свет
• Основная функция — отделить светом переднее плановый объект от фона.
• Придает живость и блеск волосам в портретной фотографии.
Моделирующий свет
• Функция — локальная подсветка отдельных глубоких теней на объекте съемки.
• В портретной съемке — подсветка глазных впадин.
Принципы
• Работа всех видов света должна создавать иллюзию единого светового потока.
• Основным, ведущим видом света будет рисующий свет.
• Рисующий свет является отправной точкой, условием для расстановки остальных приборов, обозначающих все виды света.
Световой баланс: порядок работы
• В первую очередь установка соотношений «свет — тень» на переднее плановом объекте съемки.
• Затем установка соотношения «свет — тень» между передним планом и фоном.