FotoStar-Pro — все профессионально и качественно.. » Понятие «золотое сечение»

Понятие «золотое сечение»

На протяжении многих веков художники искали универсальную формулу для построения гармоничной композиции. Сотрудничество с математиками и собственные наблюдения над природой и строением человеческого тела привели к созданию теории золотого сечения.

Формально в самом простом виде понятие золотое сечение можно представить так: АВ : ВС = АС : АВ.

В цифровом эквиваленте деление отрезка составит пропорцию 1:1,6, что приблизительно соответствует соотношению сторон стандартного кадра 24:36 (так называемый полный формат для цифровой аппаратуры).

Такое деление частей целого называли божественной пропорцией, потому что подобные соотношения находили в строении листьев, моллюсков, млекопитающих, человека и отдельных членов человеческого тела. Казалось, весь мир создан в этой пропорции.

На основании ее рассчитали прямоугольник, удовлетворявший требованиям золотого сечения. Последовательность операций была следующей: рисовали квадрат, основание квадрата делили пополам (точка D). Затем рисовали окружность с центром в точке D, проходящую через одну из вершин квадрата (точка Е) до пересечения с продолжением нижней стороны квадрата (точка F). Далее строили прямоугольник, короткая сторона которого проходила через точку F. Соотношение сторон полученного прямоугольника соответствовало золотому сечению — 1:1,6.

Возможен вариант использования прямоугольника с божественным соотношением сторон. Разделим его по горизонтали и по вертикали на три равные части. Места пересечения делящих прямоугольник линий обозначим точками. Эти четыре точки часто называют зрительными центрами. Если в одной из этих точек расположить композиционный центр или объект, который мы хотим выделить, то зритель непременно обратит на него внимание, композиция же в целом будет носить гармонический характер.

Итак, все правила, связанные с понятием золотого сечения, помогают создать гармонию — в идеале.

 

Понятие «золотое сечение»

 

ВОПРОС С МЕСТА: Николай Константинович, я сегодня показывал свою работу. Вы оценили ее как дивную. Мы знаем, что значит слово дивная в вашей интерпретации. А я, между прочим, точно просчитал композиционный центр, вымерял линейкой. Кадр с перспективой и передним планом выстроен в диагональной композиции. Практически есть вся структура. Почему он не заслужил оценки хороший кадр?

НИКОЛАЙ ЖОЛУДЕВ: Простите, у вас образование гуманитарное или техническое?

С МЕСТА: Техническое.

НИКОЛАЙ ЖОЛУДЕВ: Я так и думал. Спасибо. Проблема в образовании. Вас приучили к точности, к жестким причинно-следственным связям. Если есть гайка с метрической резьбой, то она предназначена для болта с такой же резьбой. Все гармонично и логично. Параметры этих деталей можно измерить специальными инструментами. Можно предположить, что для них запланировано определенное место в каком-либо механизме. Все кристально ясно. Практически так же, как и в случае с золотым сечением. За маленьким исключением: в композиционном рисунке золотое сечение — один из элементов структуры, и никакой из структурообразующих элементов сам по себе не определяет эстетического качества изображения. Даже более: вся структура, участвующая в построении кадра, не определяет конечный эстетический результат. Значение имеет идея произведения и выбор сюжета, раскрывающего идею. А структура должна соответствовать замыслу. Как бы точно вы ни измеряли положение точки золотого сечения, насколько бы идеально ваш отпечаток ни соответствовал божественной пропорции, сами по себе эти параметры ничего не решат. Да, и не используйте, пожалуйста, линейку в композиционном процессе. Этот инструмент вас сковывает. Если вы ошибетесь и композиционный центр будет находиться не в точке золотого сечения, а где-то рядом, зритель вас извинит. А вот если изображение будет выглядеть скучным, маловыразительным при идеальном соблюдении всех композиционных правил, в том числе и золотого сечения, — это повод задуматься: Что я такое снимаю?

Хочу добавить, что правило золотого сечения в искусстве сколько раз соблюдалось, столько и нарушалось. Есть сюжеты, которые не поддаются этому правилу.

Попробуйте найти золотое сечение, если вы крупно снимаете, допустим, шляпку заклепки и шляпка занимает всю площадь кадра?

ВОПРОС С МЕСТА: Я не поняла. Как вы относитесь к правилам? Вы советуете применять их на практике, и если да, то в каких случаях?

НИКОЛАЙ ЖОЛУДЕВ: Я отношусь к правилам как к правилам. Давайте представим следующую ситуацию: мы вдруг решили снять натюрморт из трех предметов — чашки, чайника и вазочки с печеньем. Будем использовать правило треугольника, то есть расположим объекты в вершинах воображаемого треугольника. Вопрос ко всем: Мы готовы снимать?

С МЕСТА: В принципе почему нет.

С МЕСТА: Если предметов больше не будет, то да.

С МЕСТА: Выбрать точку съемки и вперед!

НИКОЛАЙ ЖОЛУДЕВ: Так. Точку съемки все-таки надо выбрать.

С МЕСТА: Ну, если в этом смысле, надо и с фокусным расстоянием определиться. Потом и снимать.

НИКОЛАЙ ЖОЛУДЕВ: Замечательно. Это все?

С МЕСТА: Ну, еще осветить надо.

НИКОЛАЙ ЖОЛУДЕВ: Прекрасно. Как осветить?

С МЕСТА: Чтоб красиво было.

НИКОЛАЙ ЖОЛУДЕВ: Волшебно, а как это — красиво? С МЕСТА: Ну, вы же понимаете.

НИКОЛАЙ ЖОЛУДЕВ: Вообще-то не понимаю. Хорошо. Если нет больше идей, то все плохо. Вы пытались говорить о частностях. Изображение получилось бы правильным и скучным. Давайте начнем сначала. Я буду задавать вопросы. Отвечать не надо.

Чему посвящен натюрморт? Это столовый натюрморт, как у малых голландцев, или это философское размышление о жизни человеческой, а может быть, это будет декоративная композиция? Фактура посуды: старая, новая? Время суток, в которое развивается сюжет? Ответив себе на эти вопросы — минимум, — можно переходить к сочинению композиции, задумываться о золотом сечении и других интересных и полезных вещах.

Понятие «золотое сечение»