Полутоновое опевание пятой ступени минора

Не менее ясно, что полутоновое опевание пятой ступени минора (центр третьего круга) в равной мере естественно звучит и в связующей партии из первой части Семнадцатой фортепианной сонаты Бетховена, и в начале цыганского романса «Очи черные», и в разработочном проведении главной темы первой части Шестой симфонии Чайковского. Соответствующие иллюстрации для центра второго круга читатель без труда найдет сам.

Прозвучат ли такие интонации как «высокие», или как «низкие», или же как объединяющие «верх» и «низ», зависит только от конкретного их оформления в каждом данном случае.

Исследуя соотношение «верха» и «низа» в литературе и кинематографе, Н. М. Зоркая выявила некоторые устойчивые способы их взаимодействия – «системы снижения и возвышения». Не углубляясь здесь в проблематику, интересно и подробно разработанную исследовательницей, скажу лишь, что различные виды «снижения» связываются автором со сведением сложного к примитивному, индивидуализированного к трафаретному, а способы «возвышения» имеют противоположную направленность.

Кажется очевидным, что сочинение музыки к бытовым кинокомедиям в принципе подталкивает композитора к использованию «систем снижения». Задача доставить развлечение массовой аудитории (а эту задачу кинокомедия не вправе игнорировать) становится для музыки фильма своего рода лестницей, ведущей вниз – к упрощению, облегчению, обезличиванию, растворению индивидуального во всеобщем. Однако, как уже говорилось, комедии, к которым пишет музыку Петров,- «не просто комедии». И специфика киномузыки Петрова состоит, в частности, в том, что, находясь на лестнице, ведущей вниз, она в большинстве случаев устремлена вверх.