Полуигровой агитфильм Дени Десона

Полуигровой агитфильм Дени Десона «Танганьика – земля обещания» (1972) построен как монолог героя, приехавшего на заработки в город. Оборванный и голодный, ходит он по улицам Дар-эс-Салама, пока не обращается в комиссию по борьбе с безработицей: она рекомендует его в товарищество по совместной обработке земли, где он будто бы и обретает счастье. В художественном фильме «Борьба бедного человека» (1973) танзанийский режиссер Омар Китана показывает крестьянина, уехавшего на заработки в город, оказавшегося здесь безработным и вернувшегося в село, в общину.

В первом тоголезском художественном фильме «Куами» (1975), поставленном Жаком До Коку, двое молодых людей крестьянин Куами, имеющий свой участок земли, и Аблави решили пожениться. Свадьбу пришлось отложить, потому что дела Куами шли не настолько хорошо, чтобы он мог собрать сумму, необходимую для празднования этого события. Однажды утром Аблави, возвращаясь с реки, встретила Куами и спросила, когда они смогут пожениться. «После будущей жатвы», ответил он. Аблави решила, что это слишком долго, что она уже и так достаточно ждала. А через несколько дней на новеньком мотоцикле в деревню прикатил некий Аданлете, работающий в городе. Он заворожил Аблави рассказами о прелестях городской жизни и увез ее с собой. Тогда Куами решил тоже податься в город. «А почему бы и нет, ведь у меня есть земля, и я смогу вернуться»,- подумал он. После долгих мытарств он устроился, наконец, чернорабочим на стройку. И с первой зарплаты начал завоевывать город: завел приятелей, стал проводить время в ночных кафе и бистро. Но работа на стройке быстро кончилась. Предоставленный сам себе, голодный, Куами пытается украсть на базаре хлеб и попадает в полицию. Его выручает Аблави. Разочаровавшись в Аданлете, который изменял ей и гнал на панель зарабатывать деньги, она вступилась за Куами, заплатила за него штраф и предложила вернуться в деревню, чтобы там, наконец, пожениться.