Полезный интервал плотностей фотобумаги

Для построения позитивного изображения, как пра­вило, используют всю или почти всю шкалу почернений. В первом случае от едва отличающихся от цвета подлолжи до глубоко-черных, т. е. все области кривой почернений. Во втором случае — полностью области недодержек и пропорциональной передачи и некоторую часть области передержек.

Второй случай обычно встречается при печати порт­ретных, пейзажных и архитектурных снимков, у которых наибольшие почернения чаще соответствуют началу об­ласти передержек кривой почернений.

Различное использование почернений в области недо­держек и передержек объясняется тем, что наш глаз по-разному воспринимает различия почернений с малыми и большими оптическими плотностями, так как контрастная чувствительность глаза при данном уровне освещенности выше в светлых частях изображения, чем в темных.

На основании обширного экспериментального материа­ла установлено, что наш глаз в светлых частях изображе­ния различает почернения, отличающиеся на 0,02 опти­ческой плотности, а в темных частях — на 0,1. В первом случае яркости почернений отличаются друг от друга в 1,05 раза, а во втором — в 1,25 раза.

Поэтому с достаточной для практических целей точ­ностью можно считать, что изображение на фотоотпе­чатке должно строиться почернениями, оптические плот­ности которых лежат между 0,02 и /)ыакс —0,1.

Разность этих оптических плотностей почернений, со­ответствующих точкам т и п на рис. 50, выражает полез­ный интервал плотностей почернений фотобумаги (его символ AZ)™J), который равен:

AD™3 = ZCkc — 0,1—0,02,        (18)

или округленно:

Д/?Г3 = «с-0,1.                         (19)

В пределах полезного интервала плотностей строится позитивное изображение на фотоотпечатке. Причем фото­граф, в зависимости от творческого замысла, может исполь­зовать для построения изображения полностью AD™* или некоторую его часть.

Чем выше у фотобумаги максимальная оптическая плотность почернения (см. табл. 13), тем больше у нее полезный интервал плотностей. Наибольшее его значение имеют особоглянцевые фотобумаги, наименьшее—матовые. Поэтому на первых фотобумагах можно передать при печати более широкую шкалу тонов, чем на вторых. Фотобумаги с другими видами поверхности занимают промежуточное положение в отношении числа передаваемых тонов.