Цветная печать

Цветные позитивы с цветных негативов печатают на многослойных фотобумагах, обрабатываемых с цветным проявлением. Гидротипный способ печати, основанный на изготовлении путем проявления с дублением трех цветоделенных матриц с рельефными изображениями и последующим переносом водорастворимых красителей с матриц на какую-либо подложку, ввиду трудоемкости применяют весьма редко.

Continue reading “Цветная печать” »

Виды вуали и причины ее образования

Вуаль—один из наиболее заметных дефектов фотографического процесса. Она может быть вызвана действием множества факторов: при изготовлении, химико-фотографической обработке и хранении фотоматериалов. Установить причину ее появления довольно трудно.

Continue reading “Виды вуали и причины ее образования” »

Приготовление и использование обрабатывающих растворов

Для приготовления обрабатывающих растворов необходимо иметь стеклянную или пластмассовую посуду емкостью от 1 до 2 л, стеклянные воронки, стеклянные палочки для перемешивания растворов, два-три мерных стакана емкостью 0,5—1 л.

Для взвешивания химикатов нужны весы, ложечки и совочки из пластмассы или нержавеющей стали.

Continue reading “Приготовление и использование обрабатывающих растворов” »

Обработка цветных обращаемых пленок

Обработка цветных обращаемых пленок включает две дополнительные операции: черно-белое проявление и засветку (см. ил. 73).

Основные операции обработки цветных обращаемых пленок проводят при повышенной температуре раствора, так как в процессе изготовления пленки задубливаются.

Continue reading “Обработка цветных обращаемых пленок” »

Обработка цветных позитивных пленок и фотобумаг

При обработке цветных позитивных пленок и фотобумаг необходимо строго соблюдать режимы обработки и рецепты обрабатывающих растворов.

Следует помнить, что увеличение времени проявления и температуры проявителя мало влияет на контраст позитивного изображения, но вызывает заметный рост вуали.

Continue reading “Обработка цветных позитивных пленок и фотобумаг” »

Останавливающий, фиксирующий и отбеливающий растворы

После проявления цветные позитивные пленки и фотобумаги часто обрабатывают в останавливающем растворе. Эта операция применяется для быстрого прерывания процесса проявления.

Останавливающий раствор представляет собой кислый раствор, который нейтрализует щелочную среду проявителя, вследствие чего прекращается действие ускоряющих веществ и процесс проявления сильно замедляется.

Continue reading “Останавливающий, фиксирующий и отбеливающий растворы” »

Цветной проявитель

Цветные проявляющие растворы, применяемые для обработки многослойных пленок и фотобумаг, содержат цветное проявляющее вещество, а также три других вещества, одно из которых ускоряет процесс проявления, второе — стабилизирует, а третье — избирательно затормаживает проявление слабоэкспонированных и совсем не экспонированных участков.

Continue reading “Цветной проявитель” »

Химико-фотографическая обработка цветных фотоматериалов

Печать цветных изображений

Химико-фотографическая обработка цветных фотоматериалов значительно сложнее, чем черно-белых, отличается более жесткими требованиями к составу обрабатывающих растворов и условиям проведения процесса, включает ряд дополнительных операций.

Continue reading “Химико-фотографическая обработка цветных фотоматериалов” »

Градационные искажения цвета

Такие искажения возникают из-за ошибок экспонирования и нарушения баланса слоев цветной пленки по контрастности и светочувствительности.

Градационные искажения наиболее заметны при недостаточной экспозиции, когда исчезают детали в тенях объекта съемки и появляются цветные оттенки.

Continue reading “Градационные искажения цвета” »

Светочувствительность многослойной пленки

Фотографические свойства цветных пленок и фотобумаг определяются цветоделительными и градационными характеристиками.

Цветоделительные характеристики выражают воспроизведение цветных деталей по сравнению с чернобелыми. Градационные характеристики определяют точность воспроизведения в цветном изображении шкалы серых цветов объекта съемки.

Continue reading “Светочувствительность многослойной пленки” »

Маскированные негативные пленки

Отечественная промышленность выпускает два типа фотографических негативных пленок: немаскированные — содержащие бесцветные (до проявления) компоненты, и маскированные — имеющие окрашенные компоненты.

В зеле нечувствительный слой маскированных пленок вводят компоненту с первичной желтой окраской.

Continue reading “Маскированные негативные пленки” »

Цветные фотографические материалы

Строение многослойных цветных фотоматериалов

В цветной фотографии широко используют негативно-позитивные процессы для получения цветных позитивных изображений на прозрачной и непрозрачной основе, а также малоформатных цветных диапозитивов на пленке, обрабатываемой с обращением.

Continue reading “Цветные фотографические материалы” »

Изображение фактуры поверхности

В тех случаях, когда на репродукциях нужно передать фактуру поверхности оригинала, применяют направленное светотеневое ос-вещение. Контраст освещения выбирают таким, чтобы тени от красочных (пастозных) мазков при рассмотрении картины с близкого расстояния были отчетливо видны.

Continue reading “Изображение фактуры поверхности” »

Освещение репродуцируемых объектов

Репродуцирование цветных живописных произведений производят, как правило, с электрическим освещением, которое стабильно по спектральному составу. Однако возможны варианты съемки цветных оригиналов с рассеянным и направленным светом, с использованием и без использования светофильтров.

Continue reading “Освещение репродуцируемых объектов” »

Цветные эталоны

Одно из преимуществ репродуцирования с цветных диапозитивов состоит в том, что эти диапозитивы используют в качестве эталонных изображений.   Многие  технологические  операции  в полиграфии выполняют вручную, и наличие цветного эталона репродуцируемого оригинала позволяет точнее добиваться нужного тона изображения.

Continue reading “Цветные эталоны” »

Цветная репродукция

Два типа цветного репродуцирования. Когда говорят о репродуцировании, имеют в виду процесс изготовления полиграфического или фотографического отпечатка с оригинала, представляющего собой изображение на плоскости. Получающийся отпечаток называют репродукцией.

Continue reading “Цветная репродукция” »

Фотографирование стеклянных изделий

Одна из труднейших задач при съемке таких предметов — изобразить стекло так, чтобы оно выглядело стеклом. На первый взгляд сделать это кажется совсем просто. Однако уже после первых снимков становится очевидно, что передать множество бликов, благодаря которым узнаются стеклянные изделия, весьма трудно.

Continue reading “Фотографирование стеклянных изделий” »

Постановка натюрморта

Композиция натюрморта начинается с выбора предметов и их размещения. Искусство фотографа-художника проявляется именно в постановке натюрморта.

Сначала композиция может получиться слишком пестрой или слишком сложной, связь между предметами оказывается недостаточной.

Continue reading “Постановка натюрморта” »

Натюрморт

Самые простые вещи могут быть изобразительно интересными, красивыми. В работе над натюрмортом фотограф добивается выразительности и красоты отдельных предметов. В жанре натюрморта максимально проявляются колористические и пластические возможности фотографа и его художественная индивидуальность.

Continue reading “Натюрморт” »

Техника съемки интерьеров

Съемка интерьеров имеет специфические особенности. Чтобы овладеть техникой изготовления высококачественных снимков, пригодных для рекламы или публикаций в иллюстрированных журналах или альбомах, требуются специальные знания, практический опыт и соответствующая аппаратура.

Continue reading “Техника съемки интерьеров” »

Фотосъемка интерьеров

Интерьеры — это внутренние помещения зданий. Каждое из них имеет свои архитектурные особенности, характерные черты, присущие определенной исторической эпохе, ее культуре. Поэтому первейшая задача фотографа подчеркнуть их на снимке.

Так, дворцовые помещения снимают через открытые двери анфилад комнат и тем показывают глубину пространства.

Continue reading “Фотосъемка интерьеров” »

Жанровая и документальная фотография

К жанровой фотографии относятся снимки, в которых изображены сцены из повседневной жизни. Люди здесь показаны в конкретной обстановке, за каким-либо заняти-ем. В жанровой фотографии широко используют приемы фоторепортажа, и прежде всего умение быстро ориентироваться и замечать интересный сюжет, могущий произойти в любую секунду.

Continue reading “Жанровая и документальная фотография” »

Примеры портретной съемки

Поясной портрет артистки театра и кино Елены Прокловой (ил. 55) выполнен в светлой тональности. Мягкое свстотональное освещение хорошо выявляет глаза актрисы, платье, украшения. Но контрастирующим элементом композиции является черный кот, расположившийся на плече актрисы.

Continue reading “Примеры портретной съемки” »

Эффектное освещение

Различные источники света, такие, как лампа под абажуром, керосиновая лампа, зажженная свеча, свет от камина или печи, включенные в композицию кадра, создают эффектное освещение. Портреты при этом получаются в темной тональности. Для эффектного освещения характерна разница в цветности источника света и цветовой тональности всего изображения.

Continue reading “Эффектное освещение” »

Цветная портретная съемка с электрическим освещением

В тех случаях, когда в помещении имеются осветительные приборы с достаточно мощными лампами накаливания, для съемки портретов используют пленку типа ЛН. Когда в распоряжении фотографа имеются электронные импульсные лампы, портреты снимают на пленку типа ДС.

Continue reading “Цветная портретная съемка с электрическим освещением” »

Естественное освещение в помещениях

При съемках в помещениях рисующим является дневной свет (ил. 49, /), проникающий из окон. Этим естественным светом созда-ется основной светотеневой рисунок на лице и фигуре фотографируемого человека. В большинстве случаев этим же светом освещается задний план (2), который образует фон портретного снимка.

Continue reading “Естественное освещение в помещениях” »

Тональное и светотеневое освещение

Когда рисующий свет направлен по линии съемки от фотоаппарата, освещение называют тональным. Если же источник света смещен относительно линии съемки, образуется светотеневое освещение. Изменение направления освещения влияет не только на контраст и световую тональность снимка, но и на его колорит.

Continue reading “Тональное и светотеневое освещение” »

Элементы освещения

Портретное освещение характеризуется: ключевой яркостью изображения, светотеневыми и цветотеневыми контрастами, а также резкостью границы теней, определяющей пластичность освещения.

Ключевая яркость—это наибольшая яркость какой-либо части лица. Ключевую яркость используют в некоторых случаях для выбора оптимальной экспозиции.

Continue reading “Элементы освещения” »

Освещение при съемке портрета

При съемке портрета в помещении или на натуре используют различные виды света: рисующий и заполняющий, а также моделирующий, контровой и фоновый. Изобразительные возможности расширяются, если применяют дополнительные осветительные приборы или свето-отражатели.

Continue reading “Освещение при съемке портрета” »

Момент съемки

При создании портрета имеет значение не только цветовое и линейное построение кадра, но и выбор момента съемки. Фотограф должен искать момент, когда выражение лица человека, его взгляд и поза отражают его духовное состояние, характер, настроение. Фотоаппарат должен быть в постоянной готовности, чтобы запечатлеть тот миг, который наилучшим образом передает внутреннее состояние человека, даже если поворот головы или какое-либо движение корпуса несколько изменит первоначально задуманную композицию.

Continue reading “Момент съемки” »

Ракурс и высота расположения фотоаппарата

Чтобы найти наиболее выразительную композицию портрета, прежде всего выбирают различные направления съемки, меняя точку съемки по высоте расположения фотоаппарата. При этом основное внимание обращают на соотношение размеров верхней и нижней частей лица, а также на светотеневой рисунок, с помощью которого выявляют характерные черты лица человека.

Continue reading “Ракурс и высота расположения фотоаппарата” »

Композиция портретного снимка

По тому, как обращено лицо в сторону фотоаппарата, портреты различают по повороту головы: снятые анфас, в труакар и в профиль. В первом случае лицо человека обращено прямо к фотоаппарату. Строго анфас фотографируют весьма редко, так как любое лицо имеет некоторую асимметрию, которую в жизни мы обычно не замечаем.

Continue reading “Композиция портретного снимка” »

Изобразительное мастерство

Искусство портретной фотографии проявляется, как уже отмечалось, в умении выявить личньге качества человека, индивидуальные черты его облика, характера, манеры поведения. Но для того чтобьг все это передать на снимке, от фотографа требуется еще умение изобразить задуманное — проявить свое мастерство.

Continue reading “Изобразительное мастерство” »

Этапы портретной съемки

Для того чтобы сделать выразительный и изобразительно интересный портрет, необходимо всесторонне подготовиться к съемке и умело ее провести. Основные этапы этого творческого процесса следующие:

выбор конкретного человека и знакомство с особенностями его характера, профессией, общественным положением;

Continue reading “Этапы портретной съемки” »

Цветной фотопортрет

Портрет—наиболее распространенный жанр фотоискусства. При съемке портрета фотограф стремится передать индивидуальные черты лица, фигуру и общий облик человека. Помимо внешних черт он старается раскрыть особенности характера, манеру поведения, внутреннее состояние человека.

Continue reading “Цветной фотопортрет” »

Городской пейзаж и съемка архитектуры

Особое место при цветных съемках на натуре занимают городские и индустриальные пейзажи, и прежде всего — съемка архитектурных сооружений. Цвет и светотеневое освещение помогают передать масштабность здания, проггорции его основных элементов и выявить объемные формы выступающих и углубленных частей здания.

Continue reading “Городской пейзаж и съемка архитектуры” »

Зимний пейзаж

Снежные покровы отражают большое количество рассеянного света. Поэтому цветовые тона в тенях при солнечном освещении в зимние дни получаются чистыми, светлыми (ил. 40). В пасмурную погоду насыщенность ттветов снижается, цветовые контрасты уступают место светотональным сочетаниям.

Continue reading “Зимний пейзаж” »

Осенний пейзаж

В осенние дни солнце опускается ниже, чем летом, соответственно удлиняются тени, поэтому снимают, как правило, при передне-боковом освещении, усиливающем цветовые контрасты. В туманные осенние дни вследствие большого количества рассеянного света цветовые контрасты сильно снижаются, превалирует цветовой тон воздушной дымки.

Continue reading “Осенний пейзаж” »

Летний пейзаж

Характерные для лета сочетания цветовых тонов изображаемых объектов на ярко освещенных солнцем участках получаются сильно разбеленными. Причем цветовая композиция в солнечные дни строится не только на цветовых и световых рефлексах, но и на светотеневых узорах, как, например, на снимке «Колокольчики» (ил.

Continue reading “Летний пейзаж” »

Рисующий свет

При съемке на натуре источником рисующего света служит солнце. В зависимости от атмосферных условий меняется степень рассеяния солнечного света, от высоты солнца над горизонтом меняется главным образом «геометрия светотени», а именно: к полудню тени укорачиваются, а к закату — удлиняются.

Continue reading “Рисующий свет” »

Виды натурного освещения

Заполняющий свет создается излучением от небосвода и облаков. В зависимости от плотности облачного покрова меняется интенсивность рассеяния света и его цветность.

При чистом небосводе заполняющий свет имеет синий цвет и им определяется подсветка теней.

Continue reading “Виды натурного освещения” »

Цветные съемки на натуре

В большинстве случаев фотосъемку на цветную пленку производят на натуре. Естественное освещение во всем своем цветовом многообразии предопределяет изобрази-тельные особенности пейзажных, архитектурных, жанровых, репортажных и других снимков, сделанных на натуре.

Continue reading “Цветные съемки на натуре” »

Методы экспонометрии

В практике фотографической съемки применяют все три перечисленных способа экспонометрии. основанные на измерении интегральной яркости, ключевой яркости и ключевой освещенности объекта.

В первом из этих способов не требуется перемещать экспонометр от фотоаппарата к объекту съемки, в двух других — требуется разместить прибор непосредственно около сюжетно важной детали.

Continue reading “Методы экспонометрии” »

Экспонометры

Для выбора экспозиции по величине освещенности в настоящее время применяют фотоэлектрические приборы, называемые экспонометрами. Важнейшая часть такого прибора — электрический фотометр— измеритель освещенности. Вторая часть—электрический калькулятор, с помощью которого учитывают светочувствительность фотографической пленки и выбирают выдержку по заданной диафрагме объектива.

Continue reading “Экспонометры” »

Виды света

С помощью осветительных приборов, а при съемке на натуре — естественного освещения создают различные виды света: рисующий, заполняющий, моделирующий, контровой и фоновый.

Рисующим светом выявляют объемную форму и расположение фотографируемых объектов, а также создают световые акценты.

Continue reading “Виды света” »

Осветительное оборудование

При цветных съемках применяют осветительные приборы направленного света, а также приборы с большой площадью светящейся поверхности, создающие наряду с направленным рассеянный свет.

Для получения направленного света используют осветительные приборы с рефлекторами малого размера.

Continue reading “Осветительное оборудование” »

Осветительная техника

Электрические источники света используют для съемки на цветные пленки обоих типов, которые предназначены для съемки при свете ламп накаливания (типа ЛН) и сбалансированы по светочувствительности со средним дневным и солнечным светом (типа ДС). В первом случае применяют освети тельные устройства с лампами накаливания, а во втором — электронные импульсные источники света.

Continue reading “Осветительная техника” »

Выцветший шатер

Никому не стремясь навязать свое мнение, скажу, что за лучшую формулировку одной из высоких и всеобъемлющих задач искусства почитаю блоковскую, данную в том стихотворении, где дроги везут по слякоти выцветший шатер, а в нем трясется Арлекин бледнее Пьеро, Коломбина прячет в угол пестрые лохмотья и весь этот бродячий театрик, или «мой полинялый балаган», как выражается поэт, получает такое благословение:

Continue reading “Выцветший шатер” »

Появление новых кинематографий

Каждый, кто видел африканские фильмы, ощущал, что они не похожи на картины США и Франции, Индии или Бразилии, Японии или Кубы. Continue reading “Появление новых кинематографий” »

Человечье общежитье

Это тепло «человечьего общежитья», как выразился другой поэт, куда более прославленный, чем названные.

«Человечье общежитье» оказывается порой чересчур тесным, и тогда в его тепле начинаешь задыхаться: хочется уединения, замкнутости, отрешенности.

Continue reading “Человечье общежитье” »

Буржуазное кино Запада

Помогая познавать реальность и ее проблемы, понятные даже неграмотным, оно стало важнейшим способом информации и воспитания, орудием культуры. Continue reading “Буржуазное кино Запада” »

Мелодии киномузыки Петрова

Мелодии киномузыки Петрова и впрямь являются для нас «знакомыми незнакомцами»: нам незнаком заранее конкретный облик каждой из них, но в новой выразительности привычных слуху интонаций мы узнаем что-то имеющее непосредственное касательство к нам, к нашему общему бытию и ощущаем, что музыка эта с нами связана, если воспользоваться строками Окуджавы,

Continue reading “Мелодии киномузыки Петрова” »

Часть той же тайны

Другая часть той же тайны (не говоря, конечно, о «тайне тайн» – о таланте) коренится, видимо, в уже упоминавшейся неразрывности киномузыки Андрея Петрова с временем, ее породившим, и с жизнью, в которой она звучит – как на экране, так и в отрыве от него.

Continue reading “Часть той же тайны” »

Поиски самобытного африканского стиля

В эволюции африканской кинематографии несомненный перелом означают картины мавританца Меда Хондо. Continue reading “Поиски самобытного африканского стиля” »

Секреты композиторского мастерства

 Именно перед ним мелодия выразительно останавливается.  Но гармония уже направилась в до минор, и все опять начинается сня чала:

Обе темы – робко-порывистая и беззаботно-кружащаяся – оказываются сцепленными в неостановимом круговороте вальса senza fine.

Continue reading “Секреты композиторского мастерства” »

Квинта лада

Вслушаемся в первую тему Вальса, обратив особое внимание на мотивы и фразы, отмеченные в примере:

Очевидно, что интонационным зерном мелодии выступает опевание (в первых тактах полутоновое) квинты лада. Очевидно и то, что чувствительнейший романсовый оборот представлен в необычном виде: опевание разорвано паузами и чуть шаржировано форшлагом – это в немалой мере определяет отличающий всю музыку Вальса сплав утонченной лиричности с гротеском.

Continue reading “Квинта лада” »

Крупнейшая индивидуальность африканского кино

Неореалистические ленты пятидесятых годов напоминают и произведения нигерца Умару Ганда «Кабаскабо», «Ваззу-многоженец», «Шайтан», волнующие своей правдивостью. Continue reading “Крупнейшая индивидуальность африканского кино” »

Четыре мелодии

Здесь сомневаться не в чем: перед нами «общее место» романсовой мелодики – скачок на сексту с последующим заполнением, каковой можно встретить едва ли не в любом бытовом (да и не только бытовом) романсе.

А теперь послушаем, как у Петрова все эти четыре мелодии

Continue reading “Четыре мелодии” »

Самобытный африканский киностиль

Действительно, актерская проблема меньше других волнует кинематографистов Африки. Continue reading “Самобытный африканский киностиль” »

Нижние голоса

Ограничусь потому лишь двумя наиболее удобными для показа случаями. Очевидно, что в примере 36 на с. 203 в верхнем голосе использована та самая ходячая интонация, что равно принадлежит и «верху» и «низу». Во всяком случае, с нее начинается и фортепианная тема Концерта ми минор Шопена, и романс Гурилева «Разлука».

Continue reading “Нижние голоса” »