Поиски самобытного африканского стиля

В эволюции африканской кинематографии несомненный перелом означают картины мавританца Меда Хондо. Он смело смешивает жанры и стили. В картине «О, солнце» есть политическая сатира и приемы театра Брехта, африканская символика и мультипликация, карикатуры и видения. В фильме «Негритосы, ваши соседи» кроме игровых сцен и хроникальных кадров – репортаж и интервью, которые берет у иностранных рабочих во Франции сам режиссер, театральные скетчи и пародия на западные «фильмы действия». Но картина остается цельной, художественно стройной, ибо разнообразие выразительных средств вызвано одним стремлением – сказать зрителям правду. Она с огромным интересом была воспринята африканским зрителем.

Поиски самобытного африканского стиля затрудняются тем, что многие фильмы снимаются на столь ограниченные средства, что от этого страдает их эстетическая сторона. И все же почти в каждой стране есть по меньшей мере один фильм, дающий основание говорить о рождении подлинно африканского стиля. Это фильмы африканские не из-за имен авторов, пейзажей и аксессуаров. Африканскими делает их глубокое знание действительности и психологии народа, традиции культуры и уважение к зрителям, с которыми они говорят просто и действенно.

Можно ли назвать другой континент или страну, где всеобщая забастовка была бы перенесена из-за кинофестиваля? Именно так произошло в столице Верхней Вольты Уагадугу, когда в феврале 1976 года выяснилось, что назначенная профсоюзами забастовка ставит под угрозу Панафриканский кинофестиваль. В буржуазной Европе – вспомним забастовки, сорвавшие Каннский фестиваль во время майских событий 1968 года во Франции все происходит наоборот, хотя профсоюзы в обоих случаях защищают интересы трудящихся. Разница в природе кинематографического феномена двух миров. Если на Западе кино чаще всего служит развлечению, досугу, если произведения, выражающие коренные интересы трудящихся, являются, скорее, исключением, то в Черной Африке кино – мощнейшее средство объединения и развития, оружие в борьбе.