Подбор фотобумаги к негативу

Выбор поверхности и толщины фотобумаги. Такой вы­бор зависит от размера отпечатка, его назначения и вида сфотографированного сюжета.

Отпечатки небольшого формата (до 13×18 см) обычно печатают на тонкой фотобумаге, среднего формата (18×24 и 24×30 см) — на фотобумаге с полукартонной фотопод­ложкой, а большого формата (от 30×40 см) — на фотобу­маге с фотоподложкой картонной плотности.

Особоглянцевые и глянцевые фотобумаги преимущест­венно применяют для печати научно-технических фото­графий, штриховых репродукций, архитектурных, пей­зажных и жанровых снимков небольшого формата, не предназначаемых для экспонирования на стенде. Снимки для газет, журналов, штриховые и полутоновые иллюстра­ции для книг печатают только на этом сорте фотобумаг.

Достоинство таких фотобумаг — очень хорошая пере­дача мельчайших деталей объекта.

Матовые, полуматовые,« тисненые фотобумаги при­меняют для печати портретов, пейзажей, архитектуры, натюрмортов, рекламных фотографий и т. д., предназна­чаемых для экспонирования на стендах или вывешивания на стенах в помещении. Отсутствие блеска поверхности на таких отпечатках позволяет их рассматривать под лю­бым углом зрения.

На матовых и полуматовых фотобумагах можно полу­чать мягкие пастельные тона, особенно пригодные для портретных и пейзажных сюжетов.

Полуматовые фотобумаги дают более сочные изобра­жения, чем матовые, поэтому предпочтительнее пользо­ваться ими.

На тисненых фотобумагах печатают снимки, содержа-щие на переднем плане большие детали, например жанро­вые сцены крупным планом, снятые при ярком освещении; солнечные зимние ландшафты, портреты и т. д. Снимки со многими мелкими деталями на этом сорте фотобумаги печатать не следует.

Подбор фотобумаги по гамме проявления негатива. В предыдущем параграфе было установлено, что в идеаль­ном случае контраст позитивного изображения при урез = = 1 зависит только от интервала яркостей объекта. На практике такая зависимость отсутствует из-за светорассея­ния в фотоаппарате, отчего оптическое изобралчвние объек­та всегда имеет меньший контраст (интервал яркостей), чем объект. Коэффициент потери контраста фс), в зави­симости от вида объекта, равняется 0,6—0,9 (см. табл. 7).

Затем при печати на фотобумагах используют ее сред­ний градиент, а не коэффициент контрастности. Поэтому в реальных условиях справедлива не формула 33, а формула

A/r03=pc/oY„cr.gno3.                         (37)

Величины pV0YHCr выражают интервал оптических плотностей негатива, ADneT (см. формулы 16 и 17), ко­торый зависит от условий съемки и проявления. Следова­тельно, в позитивном процессе фотограф может менять только gno3, используя при печати фотобумагу той или иной степени контрастности *.

Выше было установлено, что для приближенно пра­вильной передачи яркостей объекта позитивным изобра­жением необходимо соблюдать условие:

Унсг ‘ ^поз     * •

Поскольку интервал яркостей оптического изображения всегда меньше интервала их у объекта, а негатив чаще всего проявляют до унег 1, то контраст негативного изоб­ражения всегда меньше контраста объекта. Чтобы на фо­тоотпечатке компенсировать уменьшение контраста не-гативного изображения, надо при печати пользоваться контрастной фотобумагой. Поэтому произведение унег- giioa должно равняться не единице, а большем! величине, ука­зываемой  ниже:

Откуда определяется неооходимый средний  градиент

—                                                                           11

фотобумаги,   например когда р\. -0,9, то gn03 — —!— .

Унег

Для вычисления среднего градиента по формулам 38— 41 надо знать, до какого значения унег проявлен нега­тив. Сделать это непосредственным его осмотром невоз­можно.

Однако унег определяется с достаточной точностью для практики без каких-либо измерений, если пользо­ваться указаниями, данными в § 8.

После чего по формулам 38—41 вычисляют средний градиент необходимой для печати фотобумаги и по табл. 16 находят фабричный номер ее контрастности, потребный для негатива. Пользоваться табл. 16 можно потому, что фотоотпечаток обычно проявляют до «конца», исполь­зуя для построения позитивного изображения всю или почти всю шкалу почернений фотобумаги.

Пример. Экспонированная перфорированная фо­топленка проявлялась в проявителе № 2 (табл. 4) в тече­ние времени, указанного на упаковке. За это время коэф­фициент контрастности всех 36 негативов на фотопленке будет равен 0,8, т. е. рекомендованному значению для фотопленки. Предположим, что требуется напечатать кадр, коэффициент потери контраста у оптического изобра­жения которого при съемке был равен 0,9. Поскольку унег =0,8, а Рс = 0,9, то по формуле 41 необходима фото­бумага со средним градиентом, равным

£поз = q~8 ~ 1,37.

В табл. 16 такой средний градиент имеют фотобумаги: особоглянцевые бромосеребряные любых сортов № 3, «Фотоконт» особоглянцевая № 3, «Промпортрет» и «Конта­бром» глянцевая № 4. В зависимости от поставленной за­дачи, можно использовать любую из указанных сортов фотобумаги и получить приближенно правильное воспро­изведение яркостей объекта на позитивном изображении.

Этот способ в некоторых случаях не дает оптимальных результатов, так как не учитывает влияние на фотографи­ческое изображение интервала плотностей негатива.

Подбор фотобумаги по интервалу плотностей негатива. Более точным, а поэтому самым распространенным крите­рием подбора фотобумаги к негативу служит интервал оптических плотностей негатива (ADHer), который, как уже известно читателю, выражает контраст негатива.

Интервал оптических плотностей негатива определяет интервал экспозиций, воздействующих при печати на светочувствительный слой фотобумаги. Чем больше ADncv, тем в большее число раз отличается максимальная экспо­зиция от минимальной; чем он меньше, тем меньше отно­шение крайних по величине экспозиций.

Различные по контрастности сорта фотобумаги неспо­собны в одинаковой степени давать раздельные почер­нения под разными по величине экспозициями. Это свой­ство фотобумаги, как уже известно читателю, зависит от величины полезного интервала экспозиций (Lg).

Интервал оптических плотностей негатива и полезный интервал экспозиций — взаимосвязанные показатели при фотографической печати.

Это легко доказать. Для этой цели в формуле 37 ве­личину 6с/0\’иег заменим равной величиной ADer. Таким образом

Д/)Г–А/не1′-?п„з,                  (42)

откуда

AD03

ЬО«№ =                                                                    (42а)

#1103

Следовательно, формула 42а=426, или

Lg = ADWV.                           (43)

Равенство полезного интервала экспозиций фотобумаги интервалу оптических плотностей негатива обеспечивает передачу на позитиве всех тонов негатива.

Таким образом, для получения отличного фотоотпе­чатка необходимо, чтобы интервал оптических плотностей негатива равнялся полезному интервалу экспозиций фото­бумаги.

Иллюстрируем это правило, для чего рассмотрим три типичных случая взаимосвязи Lg и Д£)нег. На рис. 61 представлен в графической форме случай, когда интер­вал оптических плотностей негатива равен полезному ин­тервалу экспозиций фотобумаги. Подберем выдержку при печати так, чтобы под максимальной оптической плотно­стью негатива получилась экспозиция, соответствующая началу полезного интервала экспозиций фотобумаги.

Тогда под минимальной оптической плотностью негати­ва получится экспозиция, соответствующая концу полезно­го интервала экспозиций. Первая экспозиция дает почер­нение на позитиве, оптическая плотность которого лежит в точке а1 на кривой почернений фотобумаги, вторая — в точке б1. В результате на позитиве получится полная по­лезная шкала почернений от а1 до б1, и изображение на нем будет наилучшим из возможных. Фотоотпечаток, поме­щенный правее схемы, подтверждает это правило. Он получен на фотобумаге № 4.

На рис. 62 интервал оптических плотностей негатива больше полезного интервала экспозиций фотобумаги. В этом случае при выдержке, рассчитанной по средним плотностям негатива, оптические плотности негатива, обозначенные через А, не воспроизведутся на фотоотпе­чатке почернениями, т. е. пропадут детали в светах изоб-

ражения. Все оптические плотности негатива, обозна­ченные через Б, дадут почти одинаковые или совершенно не отличимые друг от друга почернения (отрезок б2—б2 на кривой почернений), т. е. пропадут детали и в тенях изображения. Такое позитивное изображение воспроиз­ведет только узкую шкалу почернений негатива. Поэтому оно будет очень плохим, так как на фотоотпечатке отсут­ствуют или слабо выражены детали в светах и тенях.

Это видно из фотоотпечатка, который был получен на фо­тобумаге № 7, полезный интервал экспозиций у которой очень мал.

Если выдержку увеличить, то проработаются уже только 1 и 2 поля негатива, если ее уменьшить — то 3 и 4 поля. Таким образом, увеличение выдержки улучшит на позитиве передачу деталей в светах и устранит или умень­шит их в тенях, а при ее уменьшении передача деталей, наоборот, улучшится в тенях и ухудшится в светах по­зитива.

Поэтому не следует применять при печати фотобу­магу, у которой полезный интервал экспозиций меньше, чем интервал оптических плотностей почернений нега­тива.

Наконец, когда интервал оптических плотностей нега­тива меньше интервала экспозиций фотобумаги, то все ее почернения меньше я4 (участок а3—а* кривой почер­нении фотобумаги) и больше б3 (ее участок б3—б*) не ис­пользуются и позитивное изображение получится плохим из-за недостаточного контраста (рис. 63). Это видно на фотоотпечатке, при печати которого пользовались фото­бумагой № 2, имеющей большой интервал экспозиций.

Изменение выдержки приведет к перемещению опти­ческих плотностей почернений фотоотпечатка вверх или вниз по кривой почернений фотобумаги, причем получить на нем одновременно достаточно большие и малые почер­нения при любой выдержке невозможно. При таком со­отношении AZ)Hir и Lg фотобумаги изображение получает­ся с узкой шкалой тонов — более светлым, когда вы­держка относительно мала, и более темным, когда она несколько больше некоторой средней величины.

Поэтому фотобумагу, у которой полезный интервал экспозиций больше интервала оптических плотностей по­чернений негатива, использовать не следует.

На практике лучше печатать на фотобумаге, у которой полезный интервал экспозиций немного больше, чем ин­тервал оптических плотностей почернений негатива. Раз­ность между этими показателями (Lg—ADHer) у контраст­ных сортов фотобумаги должна быть не выше 0,1, у нор­мальных сортов — 0,2, а у мягких — 0,3.

Различие в рекомендуемом допуске разности Z^—AZ)Hr вызывается тем, что приращение оптической плотности почернений позитива зависит от коэффициента контраст­ности позитивного фотоматериала.

Надо заметить, что встречаются случаи, когда выбор фотобумаги по соответствию ее полезного интервала экспо­зиций интервалу оптических плотностей негатива не дает однозначного решения вопроса, так как для некоторых, например летних, сюжетов можно получать приемлемые фотоотпечатки на разных фотобумагах. Для портретных снимков такая возможность чаще всего отсутствует — их можно обычно печатать на фотобумаге только определен­ного номера контрастности.

Наличие таких допусков в выборе контрастности фото­бумаги позволяет вопрос подбора фотобумаги значительно упростить. О чем будет сказано в следующем параграфе.