Выбор поверхности и толщины фотобумаги. Такой выбор зависит от размера отпечатка, его назначения и вида сфотографированного сюжета.
Отпечатки небольшого формата (до 13×18 см) обычно печатают на тонкой фотобумаге, среднего формата (18×24 и 24×30 см) — на фотобумаге с полукартонной фотоподложкой, а большого формата (от 30×40 см) — на фотобумаге с фотоподложкой картонной плотности.
Особоглянцевые и глянцевые фотобумаги преимущественно применяют для печати научно-технических фотографий, штриховых репродукций, архитектурных, пейзажных и жанровых снимков небольшого формата, не предназначаемых для экспонирования на стенде. Снимки для газет, журналов, штриховые и полутоновые иллюстрации для книг печатают только на этом сорте фотобумаг.
Достоинство таких фотобумаг — очень хорошая передача мельчайших деталей объекта.
Матовые, полуматовые,« тисненые фотобумаги применяют для печати портретов, пейзажей, архитектуры, натюрмортов, рекламных фотографий и т. д., предназначаемых для экспонирования на стендах или вывешивания на стенах в помещении. Отсутствие блеска поверхности на таких отпечатках позволяет их рассматривать под любым углом зрения.
На матовых и полуматовых фотобумагах можно получать мягкие пастельные тона, особенно пригодные для портретных и пейзажных сюжетов.
Полуматовые фотобумаги дают более сочные изображения, чем матовые, поэтому предпочтительнее пользоваться ими.
На тисненых фотобумагах печатают снимки, содержа-щие на переднем плане большие детали, например жанровые сцены крупным планом, снятые при ярком освещении; солнечные зимние ландшафты, портреты и т. д. Снимки со многими мелкими деталями на этом сорте фотобумаги печатать не следует.
Подбор фотобумаги по гамме проявления негатива. В предыдущем параграфе было установлено, что в идеальном случае контраст позитивного изображения при урез = = 1 зависит только от интервала яркостей объекта. На практике такая зависимость отсутствует из-за светорассеяния в фотоаппарате, отчего оптическое изобралчвние объекта всегда имеет меньший контраст (интервал яркостей), чем объект. Коэффициент потери контраста фс), в зависимости от вида объекта, равняется 0,6—0,9 (см. табл. 7).
Затем при печати на фотобумагах используют ее средний градиент, а не коэффициент контрастности. Поэтому в реальных условиях справедлива не формула 33, а формула
A/r03=pc/oY„cr.gno3. (37)
Величины pV0YHCr выражают интервал оптических плотностей негатива, ADneT (см. формулы 16 и 17), который зависит от условий съемки и проявления. Следовательно, в позитивном процессе фотограф может менять только gno3, используя при печати фотобумагу той или иной степени контрастности *.
Выше было установлено, что для приближенно правильной передачи яркостей объекта позитивным изображением необходимо соблюдать условие:
Унсг ‘ ^поз * •
Поскольку интервал яркостей оптического изображения всегда меньше интервала их у объекта, а негатив чаще всего проявляют до унег 1, то контраст негативного изображения всегда меньше контраста объекта. Чтобы на фотоотпечатке компенсировать уменьшение контраста не-гативного изображения, надо при печати пользоваться контрастной фотобумагой. Поэтому произведение унег- giioa должно равняться не единице, а большем! величине, указываемой ниже:
Откуда определяется неооходимый средний градиент
— 11
фотобумаги, например когда р\. -0,9, то gn03 — —!— .
Унег
Для вычисления среднего градиента по формулам 38— 41 надо знать, до какого значения унег проявлен негатив. Сделать это непосредственным его осмотром невозможно.
Однако унег определяется с достаточной точностью для практики без каких-либо измерений, если пользоваться указаниями, данными в § 8.
После чего по формулам 38—41 вычисляют средний градиент необходимой для печати фотобумаги и по табл. 16 находят фабричный номер ее контрастности, потребный для негатива. Пользоваться табл. 16 можно потому, что фотоотпечаток обычно проявляют до «конца», используя для построения позитивного изображения всю или почти всю шкалу почернений фотобумаги.
Пример. Экспонированная перфорированная фотопленка проявлялась в проявителе № 2 (табл. 4) в течение времени, указанного на упаковке. За это время коэффициент контрастности всех 36 негативов на фотопленке будет равен 0,8, т. е. рекомендованному значению для фотопленки. Предположим, что требуется напечатать кадр, коэффициент потери контраста у оптического изображения которого при съемке был равен 0,9. Поскольку унег =0,8, а Рс = 0,9, то по формуле 41 необходима фотобумага со средним градиентом, равным
£поз = q~8 ~ 1,37.
В табл. 16 такой средний градиент имеют фотобумаги: особоглянцевые бромосеребряные любых сортов № 3, «Фотоконт» особоглянцевая № 3, «Промпортрет» и «Контабром» глянцевая № 4. В зависимости от поставленной задачи, можно использовать любую из указанных сортов фотобумаги и получить приближенно правильное воспроизведение яркостей объекта на позитивном изображении.
Этот способ в некоторых случаях не дает оптимальных результатов, так как не учитывает влияние на фотографическое изображение интервала плотностей негатива.
Подбор фотобумаги по интервалу плотностей негатива. Более точным, а поэтому самым распространенным критерием подбора фотобумаги к негативу служит интервал оптических плотностей негатива (ADHer), который, как уже известно читателю, выражает контраст негатива.
Интервал оптических плотностей негатива определяет интервал экспозиций, воздействующих при печати на светочувствительный слой фотобумаги. Чем больше ADncv, тем в большее число раз отличается максимальная экспозиция от минимальной; чем он меньше, тем меньше отношение крайних по величине экспозиций.
Различные по контрастности сорта фотобумаги неспособны в одинаковой степени давать раздельные почернения под разными по величине экспозициями. Это свойство фотобумаги, как уже известно читателю, зависит от величины полезного интервала экспозиций (Lg).
Интервал оптических плотностей негатива и полезный интервал экспозиций — взаимосвязанные показатели при фотографической печати.
Это легко доказать. Для этой цели в формуле 37 величину 6с/0\’иег заменим равной величиной ADer. Таким образом
Д/)Г—А/не1′-?п„з, (42)
откуда
AD03
ЬО«№ = (42а)
#1103
Следовательно, формула 42а=426, или
Lg = ADWV. (43)
Равенство полезного интервала экспозиций фотобумаги интервалу оптических плотностей негатива обеспечивает передачу на позитиве всех тонов негатива.
Таким образом, для получения отличного фотоотпечатка необходимо, чтобы интервал оптических плотностей негатива равнялся полезному интервалу экспозиций фотобумаги.
Иллюстрируем это правило, для чего рассмотрим три типичных случая взаимосвязи Lg и Д£)нег. На рис. 61 представлен в графической форме случай, когда интервал оптических плотностей негатива равен полезному интервалу экспозиций фотобумаги. Подберем выдержку при печати так, чтобы под максимальной оптической плотностью негатива получилась экспозиция, соответствующая началу полезного интервала экспозиций фотобумаги.
Тогда под минимальной оптической плотностью негатива получится экспозиция, соответствующая концу полезного интервала экспозиций. Первая экспозиция дает почернение на позитиве, оптическая плотность которого лежит в точке а1 на кривой почернений фотобумаги, вторая — в точке б1. В результате на позитиве получится полная полезная шкала почернений от а1 до б1, и изображение на нем будет наилучшим из возможных. Фотоотпечаток, помещенный правее схемы, подтверждает это правило. Он получен на фотобумаге № 4.
На рис. 62 интервал оптических плотностей негатива больше полезного интервала экспозиций фотобумаги. В этом случае при выдержке, рассчитанной по средним плотностям негатива, оптические плотности негатива, обозначенные через А, не воспроизведутся на фотоотпечатке почернениями, т. е. пропадут детали в светах изоб-
ражения. Все оптические плотности негатива, обозначенные через Б, дадут почти одинаковые или совершенно не отличимые друг от друга почернения (отрезок б2—б2 на кривой почернений), т. е. пропадут детали и в тенях изображения. Такое позитивное изображение воспроизведет только узкую шкалу почернений негатива. Поэтому оно будет очень плохим, так как на фотоотпечатке отсутствуют или слабо выражены детали в светах и тенях.
Это видно из фотоотпечатка, который был получен на фотобумаге № 7, полезный интервал экспозиций у которой очень мал.
Если выдержку увеличить, то проработаются уже только 1 и 2 поля негатива, если ее уменьшить — то 3 и 4 поля. Таким образом, увеличение выдержки улучшит на позитиве передачу деталей в светах и устранит или уменьшит их в тенях, а при ее уменьшении передача деталей, наоборот, улучшится в тенях и ухудшится в светах позитива.
Поэтому не следует применять при печати фотобумагу, у которой полезный интервал экспозиций меньше, чем интервал оптических плотностей почернений негатива.
Наконец, когда интервал оптических плотностей негатива меньше интервала экспозиций фотобумаги, то все ее почернения меньше я4 (участок а3—а* кривой почернении фотобумаги) и больше б3 (ее участок б3—б*) не используются и позитивное изображение получится плохим из-за недостаточного контраста (рис. 63). Это видно на фотоотпечатке, при печати которого пользовались фотобумагой № 2, имеющей большой интервал экспозиций.
Изменение выдержки приведет к перемещению оптических плотностей почернений фотоотпечатка вверх или вниз по кривой почернений фотобумаги, причем получить на нем одновременно достаточно большие и малые почернения при любой выдержке невозможно. При таком соотношении AZ)Hir и Lg фотобумаги изображение получается с узкой шкалой тонов — более светлым, когда выдержка относительно мала, и более темным, когда она несколько больше некоторой средней величины.
Поэтому фотобумагу, у которой полезный интервал экспозиций больше интервала оптических плотностей почернений негатива, использовать не следует.
На практике лучше печатать на фотобумаге, у которой полезный интервал экспозиций немного больше, чем интервал оптических плотностей почернений негатива. Разность между этими показателями (Lg—ADHer) у контрастных сортов фотобумаги должна быть не выше 0,1, у нормальных сортов — 0,2, а у мягких — 0,3.
Различие в рекомендуемом допуске разности Z^—AZ)Hr вызывается тем, что приращение оптической плотности почернений позитива зависит от коэффициента контрастности позитивного фотоматериала.
Надо заметить, что встречаются случаи, когда выбор фотобумаги по соответствию ее полезного интервала экспозиций интервалу оптических плотностей негатива не дает однозначного решения вопроса, так как для некоторых, например летних, сюжетов можно получать приемлемые фотоотпечатки на разных фотобумагах. Для портретных снимков такая возможность чаще всего отсутствует — их можно обычно печатать на фотобумаге только определенного номера контрастности.
Наличие таких допусков в выборе контрастности фотобумаги позволяет вопрос подбора фотобумаги значительно упростить. О чем будет сказано в следующем параграфе.